Опера «Пассажирка»: впервые в России небывалый театральный эксперимент

14 апреля 2016, 07:51

Сцена Оперного тонет в темноте. На заднем плане — тонкий серый человеческий силуэт, больше похожий на вырезанную из фанеры плоскую куклу. Шум моря. Звон отбивающего «банки» корабельного колокола. Скрип палубных досок. На переднем плане, у рампы — две одетые в черное фигуры. Мужчина и женщина. Они ругаются, мирятся и успокаивают друг друга. У бывшей надзирательницы концентрационного лагеря Освенцим Анны Лизы, плывущей вместе с мужем через Атлантику в Бразилию, истерика — она только что повстречала на корабле свою давнюю знакомую, узницу концлагеря, польку Марту. Марта выжила. Марта ее наверняка узнала — ведь прошло всего 14 лет после окончания войны. Марта ее наверняка не узнала — ведь Анна Лиза так изменилась и вышла замуж. У нее новая жизнь. Анна Лиза вспоминает и старается забыть. Говорит. Уговаривает. Спорит. Тонет в воспоминаниях. Узнала. Не узнала. Она. Не она. Выдаст. Не выдаст. Говорит не с мужем, не с Мартой, которую до ужаса боится, даже не сама с собой. Говорит с собственной совестью.


Радиопьесу Зофьи Посмыш «Пассажирка из каюты 45» сыграли артисты Свердловского театра драмы Ирина Ермолова, Вячеслав Хархота и Полина Сверченко. Так екатеринбургский театр оперы и балета презентовал избранной публике свою будущую постановку — оперу Моисея Вайнберга «Пассажирка». Спектакль будет впервые поставлен в России. 

«Хотелось прикоснуться к этой теме, тем более что здесь она выписана очень необычно, — рассказала заслуженная артистка России Ирина Ермолова. — Мы говорим не об ужасах или смерти, а именно и только о силе духа узников лагерей. О том, насколько они были сильнее своих надзирателей и мучителей. Ведь мой персонаж — Анна Лиза — уверенная в себе женщина, убежденная в своей правоте, оказалась слаба в итоге. Ее дух сломила Марта, ничем не проявившая себя на этом корабле. Не подошла. Не заговорила. Но молчанием, внутренней силой, она сломала Анну к концу спектакля абсолютно».

Ирина Ермолова и Вячеслав Хархота. Фото: Александр Мамаев

Радиопьеса стала основой оперы, но сам Моисей Вайнберг писал не только об узниках фашизма и ужасах войны. Он писал и о своей семье тоже — все его родственники погибли в польском концлагере Травники. Сам композитор, родившийся в еврейской семье в Варшаве, бежал от фашистов в 1939 году. Учился в консерватории в Минске, жил в эвакуации в Ташкенте, по требованию Дмитрия Шостаковича, увидевшего партитуру первой симфонии Вайнберга, переехал в Москву, где работал до конца жизни. Моисей Вайнберг — народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР — написал 22 симфонии, семь опер, балет, реквием, четыре камерные симфонии, несколько кантат, писал музыку для театра, цирка, кино и телевидения. В частности, сочинил знаменитую песенку Винни-Пуха «Кто ходит в гости по утрам...» для мультфильма Бориса Заходера «Винни-Пух идет в гости».

«Пассажирка» станет беспрецедентным для России масштабным международным проектом
Фото: Александр Мамаев

По словам куратора проекта, главного редактора газеты «Музыкальное обозрение» Андрея Устинова, постановка «Пассажирки» превратилась в беспрецедентный для России масштабный международный проект, охватывающий длительный период времени. Музыка Вайнберга, выходя за рамки творческого пути конкретного художника, мыслится как культурный символ, знак высокого гуманизма, обращение к публике вне временных и национальных границ. Ведь кроме екатеринбургских театров в проекте участвуют Институт Адама Мицкевича в Варшаве, краковский Центр толерантности, Мемориальный комплекс Аушвиц-Биркенау, московский Большой театр и многие другие.

Оливер фон Дохнаньи
Фото: Александр Мамаев

«Ставшая любимым сценическим сочинением Вайнберга „Пассажирка“ поражает симфоническим размахом и глубиной драматизма, — заметил дирижер-постановщик Оливер фон Дохнаньи, — это опера-симфония, с тщательно продуманной драматургией и интонационной системой. В ней сформирован особый стиль, который нашел продолжение в последующих сценических сочинениях. Это сложнейшее, многоуровневое произведение, оно требует особого погружения в материал. Создавая новую музыкальную трактовку оперы, я стараюсь максимально точно расставлять все акценты, раскрывать заложенные в произведении смыслы».

Тадеуш Штрасбергер
Фото: Александр Мамаев

«Передо мной стоит задача поставить спектакль, который рассказывает об одном из самых чудовищных преступлений в истории человечества. Мне кажется, что опера — наиболее подходящая для этого форма искусства, — поделился планами режиссер-постановщик и художник по костюмам Тадеуш Штрасбергер. — „Пассажирка“ — это свидетельство жестокости, о которой не забыть тем, кто побывал в Освенциме, и о которой должен знать каждый. „Пассажирка“ — это осуждение политиков, которые развязывают войны, и наказание их внутренним страхом, который они будут нести в себе всю оставшуюся жизнь. „Пассажирка“ — это утверждение глубокой веры поэта в победу свободы, справедливости и гуманизма. Это так важно — дать звучать неспетой песне, чтобы не дать прошлому стать нашим будущим».

«Я считаю, что эта история универсальна, и важно рассказать ее именно сейчас, когда общество все более поляризуется, — отметила Вита Цыкун, художник по костюмам. — Моя личная миссия — передать уникальность каждого персонажа, каждого участника этой истории, показать, что люди не могут превратиться в стадо, и неважно, откуда мы родом».

Ирина Ермолова: «Мы говорим не об ужасах или смерти, а о силе духа». Фото: Александр Мамаев

Премьера оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка» состоится в Екатеринбургском театре оперы и балета в новом сезоне — 15 сентября 2016 года. На официальном сайте театра сообщается, что постановщики «Пассажирки» Штрасбергер и Дохнаньи провели прослушивание певцов на главные партии оперы. Партию Марты исполнят Елена Дементьева, Наталья Карлова и Виктория Новикова. На партию надзирательницы Анны Лизы назначены Надежда Бабинцева, Ксения Ковалевская и Надежда Рыженкова. На партию Тадеуша, возлюбленного Марты назначены Юрий Девин, Александр Кульга, Алексей Миронов и Дмитрий Стародубов, партию дипломата Вальтера, мужа Анны Лизы, исполнят Ильгам Валиев, Евгений Крюков и Владимир Чеберяк. Остальные исполнители будут определены позднее.

Самое популярное

Читайте также в разделе Афиша


вверх