Знакомьтесь: Дэниел Блэйк, человек. Золотая пальмовая ветвь Канн этого года и обязательные слезы в финале

28 октября 2016, 12:18

Драма «Я, Дэниел Блэйк» — обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля этого года. Режиссер —80-летний Кен Лоуч, классик, уже однажды получавший эту награду («Ветер, который качает вереск»). Так что понятно: пропустить фильм в прокате нельзя.


Знакомьтесь: Дэниел Блэйк, человек. Золотая пальмовая ветвь Канн этого года и обязательные слезы в финале

Впрочем, сюжет в кратком пересказе у зрителей энтузиазма не вызывает. У пожилого плотника случился сердечный приступ, и врач запретил ему некоторое время работать. Дэниел, разумеется, обратился за пособием в связи с болезнью. Ему отказывают —-дескать, вы недостаточно больны. Тогда он пытается оформить пособие по безработице, но и тут получает отлуп…

Ну и что может быть интересного в мытарствах обычного пожилого работяги по собесам и биржам труда Ньюкасла? Но не волнуйтесь, не заскучаете ни на минуту, будете и смеяться, и переживать, и даже, может быть, заплачете. Мне, например, от слез удержаться не удалось, а когда в зале зажегся свет, оказалось, что у многих глаза на мокром месте.

Фото: кадр из фильма // ivi.ru

Кен Лоуч — левый, он ненавидит тори всеми фибрами души, но фильм не превращается в публицистику, мы видим живых людей, о которых можно подумать, что они и не актеры вовсе. Между тем заглавную роль играет британский стендап-комик Дэйв Джонс, актер с большим стажем. Диалоги великолепны, мы с первых минут понимаем, что за человек Блэйк — миролюбивый, открытый, но лучше его не доводить до точки кипения. Социальный работник задает вопросы типа: «Можете ли вы самостоятельно застегнуть рубашку? Можете ли самостоятельно открыть кошелек? Можете ли поднять с пола упавшую вещь?» Блэйк пытается объяснить, что у него проблемы с сердцем, а соцработник, словно робот, повторяет вопросы, на которые следует отвечать только «да» или «нет». Наконец звучит вопрос: «Можете ли вы контролировать свой кишечник?» — «Я вам объясняю, что у меня больное сердце, а вы меня спрашиваете про жопу!» — «Повторяю: можете ли вы контролировать свой кишечник?» — «Могу, могу…» — «Так, значит ответ „да“…»

Блэйка ловко и профессионально отфутболивают от одного бюрократа к другому, и вскоре понимаешь, что эти люди так себя ведут не со зла. Они унижают человека не потому, что получают удовольствие от этого — у них просто такая работа, они винтики государственной системы, созданной не для человека, а для самих же чиновников.

В подобной же ситуации оказалась мать-одиночка с двумя малолетними детьми, над которой Блэйк берет шефство. Он одинок (жена скончалась, детей она иметь не могла), и хотя самому, в общем-то, скоро придется зубы на полку положить, он помогает бедолагам, которым еще хуже, чем ему. Впрочем, женщине готов помочь и еще один человек по имени Иван — он оказывается сутенером и с удовольствием отправляет отчаявшуюся женщину в бордель. Других возможностей прокормить детей и себя у нее нет.

Кто-то подумает, что Лоуч сгущает краски, но в основе  сценария — истории реальных людей, которые не могут найти работу и опускаются на самое дно: приюты для бездомных, бесплатная еда для нищих… Отлично показан контраст между бездушным государством и отзывчивостью благотворительных организаций, которые из сил выбиваются, чтобы накормить и обогреть несчастных. И возникает вопрос: а какого черта Блэйк сорок лет честно платил налоги государству, если оно потом холодно и жестоко его перемалывает? Блэйку одна из более-менее совестливых чиновниц советует смириться и играть по правилам. Он же понимает, что есть черта, переступив через которую, он перестанет себя уважать. Он восстает против системы: «Я не „проситель“, не „клиент“, не „пользователь“, не „соискатель“… Я человек!»

Хотя дело происходит в Англии, нам всем приходится сталкиваться практически с тем же, что и Дэниелу Блэйку. Например, по полтора часа слушать в телефоне Вивальди, который время от времени прерывается голосом робота: «К сожалению, в данное время все специалисты заняты. Оставайтесь на линии, ваш звонок очень важен для нас». Многие пожилые люди в России точно так же, как Блэйк, не дружат с компьютером, а им предлагают зайти на сайт в личный кабинет и оформить заявку онлайн, что звучит как издевательство. В общем, хождения Блэйка по бюрократическим мукам будут понятны и нашим зрителям. И вы, надеюсь, согласитесь, что Лоуч хоть и красный, но «Золотую пальмовую ветвь» получил по справедливости.

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Афиша


вверх