«28 панфиловцев». Фильм, в котором герои знают, что о них спорят в XXI веке. Постмодернистская металегенда

24 ноября 2016, 08:36

«Сколько тут металлолома?» — спрашивает один из героев-панфиловцев, глядя на подбитые фашистские танки. «Для внуков можно на полсотни набрехать», — усмехается второй. Фильм о подвиге на Волоколамском шоссе — постмодернистская металегенда — легенда, осознающая, что она легенда. Редкий случай в истории кино. Это надо видеть!


Ноябрь 1941 года. На Волоколамском направлении к Москве идет 2-я танковая дивизия вермахта. На пути у нее бойцы 316-й стрелковой дивизии генерал-майора Ивана Панфилова. 16 ноября они примут бой у разъезда Дубосеково, прославленный в газетах и вошедший в учебники как подвиг 28 героев-панфиловцев, подбивших 18 танков… 

«Была рота, осталось полвзвода»

Главная военная прокуратура СССР установила, что в классической истории много журналистского вымысла по участникам событий и подбитой технике. Однако кровавая оборона шоссе бойцами 2-го батальона 1075-го стрелкового полка является фактом. Не подлежит сомнению и подвиг четвертой роты, в которой до боя было 120-140 красноармейцев. «В четвертой стрелковой роте погибло больше ста человек. Рота дралась героически», — вспоминал командир полка полковник Илья Карпов.

Наш кинокритик считает, что собранные на фильм средств зря не потрачены. Фото: kinopoisk.ru

Режиссеры Ким Дружинин и Андрей Шальопа на фоне острых споров о военных мифах сняли «примиряющую» версию. Изначально речь идет о трех ротах, державших оборону в этом районе. В центре сюжета —  четвертая рота, в ней действительно больше сотни бойцов, да еще есть временная поддержка артиллерии. После первой атаки фашистов (четыре подбитых танка) увозят около десятка раненых. Большая часть роты выходит из строя во время артиллерийской подготовки немцев. Вот тогда командир Павел Гундилович (погиб весной 1942 года) передает по рации, что в окопах осталось 28 человек. С этого момента — экранизация легенды.

 Горячий снег

Авторы сделали рекорд в краудфандинге и были обязаны народу не халтурить. Задача выполнена. По технике и экипировке консультировали студия Gaijin Entertainment (игра War Thunder) и Российское военно-историческое общество. С финансами помог Казахстан. В итоге при копеечном бюджете в 1,7 млн долларов снят суровый военный экшн с убедительным подвигом. Разработчики игр получили несколько кадров, похожих на интерфейс батального 3D-шутера, казахи —  объемный потрет погибшего на Волоколамском шоссе героя — Мусабека Сенгирбаева и свой Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев на титрах.

Тизер фильма некоторых привлек, других отпугнул. Фашистские танки были дешевой графикой, но в кино — никакого компьютера. Использовалась полноразмерная копия Pz IV, уменьшенные модели и старая-добрая комбинированная съемка. Получилось четко.

Снято красиво, но без превращения в «300 спартанцев». Фото: kinopoisk.ru

Трейлер тревожил эстетикой «300 спартанцев». На самом деле игры в пафосный комикс тут нет. Даже напротив. Помните кадр с бойцом, готовым метнуть связку гранат? Казалось, будет героический бросок, полет гранаты, снятый в рапиде, и пламя бочек с керосином над торжественно подбитым танком. Ничего подобного. Замахнувшись, боец получил несколько дырок в телогрейке и упал в окоп… передал гранаты товарищу и взял автомат, чтобы сделать несколько выстрелов перед смертью… Вот так, по-бытовому.

Никто не геройствует для плаката, не кричит и не падает в слоу-моушен. В окопах живые люди, за это авторов нужно похвалить. Неправда — это справедливо осмеянный финал американской «Ярости». «Панфиловцы» — достоверная окопная драма, близкая по стилю к советским фильмам и превосходящая их по концентрации экшна. Здесь действительно жарко, настоящий «горячий снег», все горит, взрывается, трясется, истекает кровью. Стоит смотреть на большом экране.

Разговорчики в строю

В бою равнение на военное кино СССР — на пользу, но в диалогах авторы заигрались. Панфиловцы говорят и почти готовы стрелять метафорами, поговорками и мудростями: «Эту землю не вспахать будет. Ее только в мартен»; «Родина — это где живут, а отечество — как живут».    

«Это не стервятники. Стервятники падалью питаются, а им крови надо», — философствует боец про бомбардировщики в небе. «Стоять надо не насмерть. А намертво. Чтобы стоять намертво, живыми надо быть. Такой парадокс», — звучит напутствие командиру роты. «Сегодня, хлопцы, за родину помирать не треба. Сегодня за родину пожить треба», — вдохновляет на аккуратный бой Гундилович. «Хорошо, что я не танкист. Верная смерть», — черно шутит красноармеец Москаленко.

Перед премьерой были разные оценки фильма, но сейчас нет сомнений: надо идти. Фото: kinopoisk.ru

Это местами даже хорошо и годится для цитат. Шальопа, как сценарист, старался, не пользуясь фразеологизмами, избегал заимствований. Даже слова «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!», приписываемые политруку Клочкову, сказаны иначе — меньше пафоса, больше жизни. 

Но чувство меры подвело, красивости избыточны. Уменьшить их процентов на 30, и получим отличный фильм, который сейчас — на грани с лубком. На такие грабли уже наступили авторы «А зори здесь тихие…», не осмелившись осовременить диалоги. Советские фильмы сильны, но пользоваться наследием надо аккуратно, делая новое классное кино, а не просто стилизуя.

Постмодернисты 1941 года

Панфиловцы как будто в курсе, как о них спорят в XXI веке, и включаются в дискуссию! Пуская на самокрутки «Красную звезду» (в ней вышла «художественная» статья о подвиге), они говорят: «Такая рота сейчас — в каждой сводке». Дальше бойцы с предчувствием своей легендарности пересказывают сюжеты «Семи самураев» и даже «Великолепной семерки»! И решают, что факты сложно отличить от «народной истории». Зато в подвиге трехсот спартанцев нет сомнений — про него «написано в учебниках» (согласиться или посмеяться — на выбор зрителя). Ближе к финалу звучит совет потомкам — не заморачиваться за подсчет подбитых танков, на войне часто «брешут».  

«Панфиловцы» приобретают черты металегенды, которая сама себя оценивает по ходу действия. Это уникальный постмодернистский шаг, эксперимент на грани фола. К чести авторов, своим хулиганством они кино не портят, а вносят в него новые актуальные смыслы, которые будут интересны всем участникам споров о войне. 

Киноклуб «Колизей»
«Колизей» – один из старейших кинотеатров России. 120 лет назад, 7 ноября 1896 года, именно здесь состоялся первый публичный киносеанс в Екатеринбурге. За более чем вековую историю, кинотеатр сменил несколько названий, пережил две реконструкции, не утратив при этом своей самобытности. Холл кинотеатра, как и сто лет назад, оформлен в стиле модерн, в полном соответствии с канонами первого городского театра. Современный «Колизей» – это кинотеатр-музей, неотъемлемая часть истории Екатеринбурга. Сегодня кинотеатр оборудован самым современным цифровым оборудованием и по качеству кинопоказа ничем не уступает лучшим залам города. К услугам зрителей два кинозала: Большой (241 место) и Малый (50 мест).

Телефон: +7 343 371-56-60

Электронная почта: Info@kino-kolizey.ru

Сайт: kino-kolizey.ru

Адрес: Екатеринбург, Ленина, 43

Самое популярное

Читайте также в разделе Афиша


вверх