Что-то нехорошее происходит в Екатеринбурге с кинозрителями. Андрей Кулик стал свидетелем ЧП, которое не списать на внешние факторы

6 декабря 2016, 08:17

XIII фестиваль «Кинопроба» прошел в Екатеринбурге вопреки всему. И сайт рухнул, когда должен был вовсю народ собирать, и денег дали не так чтобы в обрез, а гораздо меньше… А фестиваль состоялся! Можно назвать это чудом. Можно даже назвать чудотворца — Лилию Михайловну Немченко. А можно и просто порадоваться, что такой фестиваль есть и, даст Бог, будет.


Что-то нехорошее происходит в Екатеринбурге с кинозрителями. Андрей Кулик стал свидетелем ЧП, которое не списать на внешние факторы

В этом году «Кинопроба» стартовала одновременно с «Артодокфестом»
Фото: acexpert.ru

Конкурс, как всегда, состоял из анимации («Кинопроба» и начиналась как анимационный проект), документалистики и игрового кино. 88 фильмов плюс внеконкурсная программа. Глаза разбегались!

И тут еще случилось замечательное событие, которое «Кинопробе» сильно повредило (а «Кинопроба» повредила этому событию). Никто не хотел навредить, но так уж вышло: 1 декабря одновременно стартовали в Екатеринбурге «Кинопроба» и «Артдокфест». Два роскошных фестиваля, пир для любого киномана! Но ведь параллельно… И я, мотаясь из Дома кино в Ельцин-центр, видел на сеансах знакомые лица. Кто-то делал тот же выбор, что и я. И это был всегда досадный, печальный выбор: мы знали, что в это время на другой площадке показывают что-то не менее замечательное. Было досадно.

Внеконкурсная программа была ничуть не слабее. Например, показали фильм израильского режиссера Сергея Воронина о художнике Мише Брусиловском. В этом году, как все, конечно, знают, Мише Шаевичу исполнилось 85. К этой красивой дате приурочили персональную выставку и фильм. Но Брусиловский не дожил ни до выставки, ни до премьеры фильма «Этот Миша Брусиловский». То есть можем даже сказать, что премьеры пока и не было — нам показали черновик, к которому можно предъявить множество претензий. Но в этом материале есть Миша Шаевич, есть судьба человека, судьба страны, и мы будем ждать настоящей премьеры законченного фильма.

Брусиловский не дожил ни до выставки, ни до премьеры фильма «Этот Миша Брусиловский». Фото: Александр Мамаев

Всех очаровал Сергей Дрейден, легендарный питерский актер театра, кино и радио, которого народ знает как Сергея Донцова из фильмов «Фонтан» и «Окно в Париж». К его 75-летию режиссер Владимир Непевный снял «Дрейден-сюиту» — портрет этого загадочного артиста, который всю жизнь гуляет сам по себе и позволяет себе роскошь выбирать режиссеров, сценарии, театры… Дрейден просто не участвует в том, что ему не нравится. Просто, правда? Ха-ха-ха! О том, какова цена этой «простоты», Сергей Симонович рассказал тем, кто пришел и на «Дрейден-сюиту», и на «Немую сцену» (телеверсия гоголевского «Ревизора», где все роли сыграл Дрейден).

Великий кинорежиссер Вадим Абдрашитов («Остановился поезд», «Парад планет», «Время танцора») тоже дал мастер-класс. Вадим Юсупович много лет преподает, он опытный педагог, и ни минуты не было потрачено впустую. Время от времени мастер уточнял: «Понимаете, о чем говорю?», и класс, то есть зал, одобрительно гудел. И это была не лекция, а диалог. Говорили о возможности переноса литературы на экран (точнее, о невозможности этого). О разнице между сюжетом и фабулой. О логоцентричности российской культуры… Да много еще чего важного мастер обрушил на класс. Долго переваривать будем…

Счастьем для всех, кто интересуется кинематографом не только как развлечением, стали два дня, когда киновед Петр Багров (вы же все знаете его благодаря телеканалу «Культура»?) показывал со своими остроумными и максимально информативными пояснениями студенческие работы советских кинорежиссеров 1920-1970-х годов. Я, наивный, думал, что что-то знаю. Оба раза выходил из зала подобно графине, которая «изменившимся лицом бежит пруду». Петр Алексеевич показал ТАКОЕ!..

Что-то нехорошее происходит в Екатеринбурге с кинозрителями. Мы любим себя хвалить и гордиться нашими культурными продвинутыми зрителями, читателями, слушателями. Но я должен это сказать: свободные места на нынешней «Кинопробе» — это ненормально. Да, не было денег, чтобы оклеить все стены афишами. Но ведь все знают, что первые дни декабря — это «Кинопроба». Университеты, академии, институты — что с вами случилось? Вам нужны были популярные артисты, чтобы прийти в кинозал? Вам нужны какие-то завлекалочки? Очень хочется надеяться, что всему виной — несчастливый номер 13, и в следующем году залы будут переполнены, как это и было всегда.

И вот тут нужно вернуться к тому, с чего начали. Почему в залах были пустые места? Этого на «Кинопробе» не было никогда. Я по привычке прибегал заранее, чтобы не сидеть на ступеньке или не стоять в проходе, а в итоге — пустые места! Мы всегда гордились нашей насмотренной публикой, а сейчас пришлось краснеть перед гостями из Москвы, Петербурга, США, Португалии… «Артдокфест» как отмазка не принимается — там были сеансы только вечером. Почему на уникальные фильмы, привезенные Петром Багровым, не было давки? И ведь бесплатно! В Сети, кстати, этих фильмов нет, это вам не Голливуд…

В утешение скажу, что уж те, кто пришел — зрители отменные, качественные, чуткие и творческие. Смотрели все конкурсные фильмы и овацией встретили известие: Гран-при — фильму Виктора Красовского «Души мертвые». И это тот случай, когда невозможно пересказать фильм — это настоящее кино, не поддающееся переводу на другие языки. Кто посмотрел, тот согласится. Кто не посмотрел, тот пусть кусает локти. Жаль, что вас не было с нами.

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Город


вверх