Сергей Федяков, директор кинотеатра «Салют»: «Культура у нас финансируется как некрасивая девушка: пусть существует, лишь бы денег не просила»
С нового года кинотеатр «Колизей» передается в управление Сергею Федякову, директору «Салюта». Раньше в «Колизее» работала компания «Новое кино», но из-за долгов по аренде суд обязал ее освободить пространство. У нового арендатора масштабные планы: создать первый в стране русский кинотеатр, проводить эксклюзивные показы и встречи, воспитывать в екатеринбуржцах культуру похода в кино. «Моменты» пообщались с Сергеем Федяковым о том, чем станет для города привычный объект, и как скоро мы почувствуем его вкус.
— Вы рассказывали, что собираетесь полностью менять формат «Колизея», в какую сторону трансформируется кинотеатр?
— Мы хотим оставить кинопрокат, как основное направление культурной деятельности. Но брать очередной объект и заниматься тем же самым нам не интересно, мы хотим сделать что-то значимое в жизни Екатеринбурга — создать уникальный кинотеатр, который будет иметь собственное имя на территории России. Прежде всего, это будет за счет проката уникальных фильмов, открытия новых режиссеров и сопутствующих культурных событий — театральные постановки, танец, встречи с писателями.
— Идея заняться немассовым кино — ваш личный интерес или только бизнес?
— У каждого человека есть миссия, я вижу ее в культуре. Я много раз говорил себе, что если бы хотел заниматься бизнесом, работал бы в «Газпроме». Создавать новые ценности — это в 21 веке и есть бизнес, который сегодня в России только просыпается. Я вижу будущее нашей страны в продаже российских ценностей за рубеж. Модель поведения, потребления — мы все время что-то копируем, когда надо генерировать свое. Культура у нас финансируется, как некрасивая девушка: пусть существует, лишь бы денег не просила. Отсутствие финансирования приводит к бескультурным вещам: у нас очень большая армия, полиция, мы все время что-то защищаем и охраняем.
— Уже известны первые фильмы, которые будут показаны, может, есть наметки будущих фестивалей или встреч с известными людьми?
— Наметок очень много, сейчас ведутся переговоры с различными организациями, которых мы хотим привлечь к репертуару в «Колизее». В идеале нам видится возможность работать только с российским кино. Например, «Рай» Кончаловского, который скоро выйдет. Мы видим такую модель: если ты хочешь посмотреть артхаусный российский фильм, который становится лауреатом многих фестивалей, его можно будет найти в «Колизее». В этом году будут две знаковые премьеры — две Анны Каренины: Грымова и Шахназарова. Их нужно будет обязательно посмотреть и сравнить. Мы сделаем необычную подачу, возможно, это будет даже театральная презентация. Главное, чтобы это было интересно.
В следующем году немассового кино в Екатеринбурге станет больше. Фото с показа фильма «Ангелы революции» в кинотеатре «Салют»: Владимир Жабриков
— А когда такую модель удастся запустить?
— Надеюсь, что уже с февраля зритель почувствует вкусовые ощущения того, как мы хотим работать. Конечно, традиционный прокат в кинотеатре еще сохранится на некоторое время и ничем не будет отличаться от того же «Пассажа». Но наряду с коммерческим прокатом мы уже будем ставить эксклюзивные премьеры и проводить культурные мероприятия. Со временем их частота увеличится, и мы войдем в тот облик культурного объекта, который хотим создать.
— То есть от массового кино вы хотите совсем отказаться?
— Да, но это не просто миссионерство, я в том числе и здравомыслящий бизнесмен. «Колизей» не находится в коммерческом формате — там всего два зала и он не расположен внутри торгового центра, кроме того, там нет удобной парковки. Экономически он вытолкнут из этой орбиты и слава богу, что у екатеринбуржцев есть возможность иметь в перспективе место, которое будет заниматься культурой.
— Как вы думаете, если в будущем «Колизей» будет ориентирован только на авторское кино и арт-хаус, он найдет адекватное количество зрителей?
— Наша задача такого зрителя выращивать. Нет проблем привести зрителя на блокбастер — все хотят развлекаться: зачем думать головой и работать душой, если можно пойти на коммерческое кино. У нас нет задачи собрать как можно больше людей, которые ходят в кино развлекаться. Мы ставим перед собой другие цели: чтобы в нашем городе было много интеллигенции, которая следит за хорошим кино, владеет информацией о том, какие фильмы выходят и будет знать, что их можно увидеть в нашем кинотеатре.
Мы посчитали: нам нужно 2,5 тысячи человек в полуторамиллионном городе, которые хотели бы ходить на наши мероприятия. Мы претендуем всего на два посещения в месяц. Я не рассчитываю, что это будет массово, но рассчитываю на неравнодушных к культуре людей, которые будут ходить к нам.
«Надеюсь, что уже с февраля зритель почувствует вкусовые ощущения того, как мы хотим работать». Фото: Александр Мамаев
— Как заинтересовать человека, который привык к массовому кинематографу, что может его побудить пойти на фильм непривычного формата?
— Он сам для себя должен решить: быть таким как все или нет. Либо он смотрит новости и судит о картине мира только по ним, либо дает собственную оценку событий. Мы заставлять никого не будем — просто предоставим возможность быть другим.
— Я читала, что вы хотите проводить мастер-классы, встречи с режиссерами. Можно подробнее об этом?
— Да, мы хотим провести как можно больше живых встреч с режиссерами, актерами и даже писателями. Предполагается, что режиссер и даже вся творческая труппа приходит на показ, а у зрителей есть возможность пообщаться с ними после просмотра. Это жизненно необходимо.
Мы вывели для себя один непреложный закон: на встречах в «Колизее» не будет произнесено слово «политика», дискуссии будут только вокруг культуры и искусства, вокруг кино.
— Помимо кинопоказов и киновстреч в «Колизее» будет какая-то сопутствующая активность?
— Мы планируем открыть на втором этаже книжный магазин, который также будет сосредоточен не на публицистике, а на литературе об искусстве, есть идея подключить Союз писателей Урала. Это будет книжный формата «кофе-книги», когда ты можешь выпить кофе, а книжный сомелье предложит свежую литературу. Формула проста: удовлетворяя низменные потребности человека, мы должны привести его к культуре и духовности. Придя в хорошее место, выпив кофе или дорогой виски, посмотрев кино, человек должен какие-то выводы сделать именно о фильме. Мы хотели бы совместить открытие этого пространства с августовской премьерой фильма «Хармс», но если успеем раньше, ждать не будем.
Новый «Колизей» будет воспитывать в зрителях любовь к авторским фильмам. Фото: Анна Майорова
— Если бы ваш объект открылся в 2016 году, какие фильмы мы увидели бы с появлением русского кинотеатра?
— Например, выставочная площадка «Кинотавр», которая презентует лучший российские работы. Из двадцати фильмов только половина нашла дистрибьюторов, которые рискнули поставить их в прокат, половина же пропала на полках. Она могла быть показана в нашем кинотеатре. Сейчас есть очень много самиздата: можно снимать фильм на «айфон», и он будет хорошего качества. Очень показательна работа Игната Кунилова, Sverdlovsk был создан практически без материальных затрат, был хороший сценарий и правильная команда единомышленников. Таких историй может быть больше, нужно только показать: ребята, делайте, если вы не достучались до кого-то в Москве, не надо туда стучаться, вас заметят и здесь, в Екатеринбурге.
— Стоимость билетов будет как-то отличаться?
— У нас есть два зала: один большой — на 200 мест и маленький зал, который будет совмещен с книжным магазином — он будет работать круглосуточно. Маленький зал будет более демократичный, со средней ценой, как и в других кинотеатрах. Во втором зале будут специальные показы, на которые стоит надеть вечернее платье — мы хотим вернуть уважение к качественному кино. Билет там будет стоить 300-400 рублей.
Фото: Владимир Жабриков
— «Колизей» был первым и единственным кинотеатром, где показывались стереоскопические фильмы на специальном оборудовании, не было желания поностальгировать и что-то возродить?
— Сейчас мы пытаемся найти то самое старое оборудование, если у нас получится, мы его обязательно восстановим и будем смотреть ретро-фильмы. У нас, в том числе, стоит задача сохранить пленочный показ, мы будем работать с нашим Госфильмофондом, а на некоторых фильмах в зале будет стоять специальный аппарат, чтобы люди могли услышать магический треск пленки.