Без спешки, академичности и скуки: советы по изучению Python

Без спешки, академичности и скуки: советы по изучению Python

О Python не слышал только отшельник. Еще бы, это один из самых универсальных языков программирования. Он используется всюду: в веб-разработке, анализе данных, в создании нейросетей. Учить его настолько просто, что профессионалы шутят: «Знаешь английский? Можешь сразу кодить на Python». Руководитель команды методистов Яндекс Учебника Роман Левин рассказывает, как быстро освоить Python и не заскучать даже школьникам.

Совет 1. Не торопитесь

Эту рекомендацию можно разделить на две части. Во-первых, изучать Python рекомендуется примерно в шестом классе. До этого возраста у детей плохо развито абстрактное мышление, а программирование на Python, как и на любом другом «взрослом» языке, требует умения оперировать абстрактными сущностями. Есть педагогическая концепция зоны ближайшего развития: нужно постепенно и поступательно вести ребенка к цели, а не пытаться перепрыгнуть через голову и сразу попасть туда, куда хочется.

До этого лучше отдать предпочтение Scratch, визуальному языку программирования. В нем команды перетаскиваются из списка мышкой, результат всегда наглядный, с персонажами и анимацией. А знаний, чтобы начать креативить, нужно совсем немного. Это будет мотивировать. А если дети возражают: «Мы хотим писать настоящий код!», представьте себе, что мучаете интегралами ребенка, который хочет заниматься математикой.

Во-вторых, не надо слишком быстро бежать по темам. Пусть ребенок продвигается по материалу постепенно. Например, при изучении математики дроби проходят почти весь шестой класс, а начинают еще в младшей школе. Проведем аналогию с кулинарией. Сковородка — примитивный инструмент. Очень легко понять, как ей пользоваться и в чем ее идея. Но посмотрите, как часто у людей подгорают блюда. Это потому, что понимать идею инструмента и владеть им — не одно и то же. С Python принцип тот же. Проверить свои умения ребенок может, например, на олимпиаде по информатике.

Совет 2. Комбинируйте задачный и проектный подход

Ребенок может ожидать, что прямо сейчас напишет собственную потрясающую игру, а мы его просим большее из пяти чисел определить. Так рождается кризис смысла: «Зачем я этим занимаюсь?» Чтобы показать детям, что, решая задания, они приближаются к своей игре, используйте маленькие проекты.

Чем проект отличается от задачи? В нем есть место для творчества. Достаточно иметь немного знаний, чтобы сделать текстовый квест или игру по принципу «горячо-холодно», в которой компьютер загадывает числа. Но это уже интересный результат, которым можно похвастаться перед другими. Чем больше знаний, тем сложнее проекты.

Проведем аналогию с актерским искусством. Допустим, студент театрального вуза мечтает сниматься в блокбастерах. Но пока учится, он выполняет задачки (изображает животных, учит скороговорки) и делает небольшие проекты — участвует в студенческих постановках. С навыком программирования все то же самое.

Совет 3. Откажитесь от академичности

Любая теория, не подкрепленная практикой, не имеет смысла. Это не значит, что не надо совсем ничего объяснять. Уровень академичности должен быть таким, чтобы теории хватило для погружения в контекст задач. То есть ребенку надо объяснить, что такое код и зачем нужно программирование, и сразу дать первую задачу. Но не надо рассказывать ему историю развития Python и уж тем более пытаться показать The Zen of Python.

Лучше сначала отработать навык. Например, ребенок уже 10—20 раз столкнулся с ошибками в своем коде. Отлично, у него есть образ штуковины, которая пишет, что он ошибся. Он ее видел, пусть и не понимал. И это отличный момент, чтобы поговорить о компиляции кода: для ребенка это уже будет не абстракция, а объяснение явления, с которым он сталкивался. Помните: практика создает фундамент для устойчивых теоретических знаний, а не наоборот.

Совет 4. Создавайте ситуации успеха, а не преодоления

Абсолютно все дети и большинство взрослых быстро теряют интерес к тому, что у них не получается. Выбирайте задания, которые соответствуют уровню знаний детей, и постепенно усложняйте. Оптимально, если ребенок будет выполнять задания правильно в 80—90% случаев: решать идеально все — скучно, а если меньше 80%, то можно и загрустить.

Если вы хотите, чтобы ребенок решил пять задачек, добавьте перед ними шестую, но простую. А если есть мозголомная задача, то пусть такая будет единственной в этом наборе. Для группы детей рекомендуется собирать два-три набора заданий и давать их ученикам в зависимости от их уровня.

Чтобы оставаться в курсе событий даже после блокировки Google, подписывайтесь на Telegram-канал и группу Вконтакте «Моментов». Если вы хотите поделиться новостями с редакцией, сообщите на почту news@momenty.org.