Хорошо забытое старое. Стоит ли читать «новую» книгу Дэниела Киза

13 марта 2017, 14:10

Так называемую «новую книгу Киза» на самом деле сложно назвать новой — до «Прикосновения» в России добрались лишь спустя 50 лет после его написания. Впрочем, от этого только забавнее видеть название серии «Интеллектуальный бестселлер. Читает весь мир». Весь мир уже вроде как прочитал и довольно давно. Но в общем-то это неважно. Важнее то, что кроется под красивой обложкой, пусть и с абсолютно неподходящим артом на ней. Но об этом расскажем немного позднее.


Хорошо забытое старое. Стоит ли читать «новую» книгу Дэниела Киза

Роман «Прикосновение» был написан 49 лет назад, но до наших прилавков добрался только сейчас!
Фото: schizonet.ru

Дэниел Киз — знаковая персона в литературе. Причём не только в американской. Примечателен он хотя бы тем, что смог дважды получить крупную награду за практически одно и то же произведение. А именно, сначала «Хьюго» за рассказ «Цветы для Элджернона», а спустя 6 лет «Небьюлу» за одноименный роман написанный на его основе. История Чарли крайне полюбилась читателям всего мира, однако, не Элджерноном единым… как говорится. Спустя несколько лет в копилку заслуг писателя упали известнейшие «Множественные умы Билли Милигана» повествующие про мужчину с диссоциативным расстройством идентичности. Одно из первых и по сути единственное достойное произведение про размножение личности, которое всё время пытаются переделать или отснять на свой лад, но выходит это каждый раз сомнительно. Недавний «Сплит» тому примером.

Но вернёмся к Кизу. На этом его известные произведения  заканчиваются. При всём желании, вряд ли кто-нибудь сможет вспомнить, что же ещё за свои 86 лет жизни Дэниел успел написать. Оставшиеся его романы и рассказы словно ушли в тишину, как, собственно, и сообщение о его смерти в 2014 году. Потому сам факт того, что «Прикосновение» написанное как раз в промежуток между «Цветами» и «Умами» в итоге всё же появилось на полках книжных магазинов России не может не радовать. Вот только тему оно поднимает совсем нерадостную.

Радиоактивное облучение. Само это словосочетание вызывает воспоминания о Чернобыле, событиях в Хиросиме и прочих не самых позитивных моментах в истории человечества. Фото: 360tv.ru

Радиоактивное облучение. Само это словосочетание вызывает воспоминания о Чернобыле, событиях в Хиросиме и прочих не самых позитивных моментах в истории человечества. Рисует ужасные картины в воображении, связанные со слезающей кожей и выпадающими волосами. Киз рассказывает про всё это, но сквозь призму истории о Барни и Карен, которые волей случая оказались заражены лучевой болезнью. Ситуацию усугубляет то, что на момент произошедшего у Карен наконец получается забеременеть. И в отсутствии тогда каких-либо способов проконтролировать состояние плода герои не знают чем всё это обернётся и насколько печально для них закончится история с радиацией.

Хотя на самом деле стоит поправиться — Киз скорее рассказывает историю жизни Барни и Карен через призму заражения радиацией, чем наоборот. Подробности и детали последствий всё же занимают писателя много меньше, нежели отношения между героями. Развитие их внутренних проблем под воздействием ситуации как раз и создаёт основной эмоциональный фон книги. А именно — ощущение страха, безысходности, окончательного надлома персонажей как личностей и как любимых (в той степени, что даже немного навевает «Пеной дней» Виана). Ощущение, которое Киз успешно передает своему читателю, благодаря постепенному нагнетанию ситуации.

Эмоциональный фон — ощущение страха, безысходности, окончательного надлома персонажей как личностей и как любимых. Фото: film.ru

Герои в «Прикосновении», прописаны изящно и просто. Немного нервный и отчуждённый скульптор Барни и романтичная, слегка неуклюжая актриса Карен вызывают поток смешанных чувств, но уж точно не оставляют читателя равнодушным. Парой штрихов Киз выписывает историю их знакомства и последующей жизни, избегая излишне сахарных подробностей. Интересно то, что автор не пытается создать красивые образы, чтобы потом с садистским удовольствием разрушить их на глазах поражённых читателей, как это обычно и бывает. Наоборот, персонажи представлены совершенно обычными людьми со своими недостатками и проблемами. 

 Герои в «Прикосновении», прописаны изящно и просто. Они представлены совершенно обычными людьми со своими недостатками и проблемами. Фото: Лабиринт.ру

Однако это не мешает Кизу вводить с ними очень сочные и жизненные сцены. Особенно хорошо у него это получается с прошлым героев. Сцена с куклой в детстве Карен. Сцена её первого общения с Барни. Или сцена первого их секса. Всё это выглядит очень живым ипонятным. Будто это происходит с тобой или кем-то из твоих знакомых. Не придумывая невероятных поворотов Дэниэл легко и просто завораживает жизненностью, при этом безжалостно добавляя губительную радиацию в итак не самую счастливую историю любви. Понятия «легко и просто» также можно отнести и к стилю Киза. Плавные переходы, приятный слог и очень символичные сравнения вроде «…всякий раз стрелки становились все более тусклыми. В десять минут второго они походили на вскинутые вместе сверкающие руки; сейчас же они безвольно повисли. Пять сорок.» заставляют читать книгу «запоем»

«Легко о серьёзном» можно назвать девизом всех произведений Дэниэла Киза. Каждый раз поднимая тяжелую тему, он делает это на удивление мягко и приятно. Разрушает судьбы героев без наигранного трагизма, с сочувствием описывая все их злоключения, заставляя читателя переживать происходящее вместе с ними. В итоге, даже не сразу понимаешь, отчего после его романов возникает такое странное чувство опустошения. Не используя дешевых мелодраматичных приёмов Дэниел умеет задеть что-то невероятно близкое каждому в самых фантастических или нестандартных ситуациях. И «Прикосновение» тому отличное доказательство. 

Самое важное

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Советы


вверх