На уральский фестиваль привезли постановку «Сатирикона»

На уральский фестиваль привезли постановку «Сатирикона»
Фото: Размик Закарян

В Екатеринбурге и Первоуральске прошел ежегодный детский благотворительный театральный фестиваль «Снежность», инициированный предпринимателем и меценатом Андреем Комаровым. В его программе впервые на Урале была представлена постановка московского «Сатирикона» — «Это все она», зрителями которой стали уральские студенты. Сегодня поговорили с режиссером спектакля — заслуженной артисткой РФ, деканом актерского факультета Высшей школы сценических искусств Еленой Бутенко-Райкиной и исполнительницей главной роли в постановке — Полиной Райкиной.

— Елена Ивановна, расскажите о вашем сотрудничестве с фестивалем «Снежность»?

— И государственный театр «Сатирикон», и театральная школа Константина Райкина уже давно сотрудничают с фестивалем «Снежность». В этом году мы привезли спектакль, который изначально был моим дипломным спектаклем в качестве режиссера-педагога нашей театральной школы. Потом Константин Аркадьевич (примечание редакции: художественный руководитель московского театра «Сатирикон») перевел этот спектакль в репертуар театра, потому что он затрагивает злободневную тему.

Фото: Размик Закарян

Полина, можете рассказать подробнее, о чем постановка «Это все она», без спойлеров?

— «Это все она» — спектакль о конфликте поколений в эпоху социальных сетей, о взаимоотношениях, причем не только отцов и детей, а между людьми в принципе. О том, как порой близкие люди не понимают друг друга, не умеют друг с другом разговаривать, или понимают друг друга прекрасно, а выразить это не могут. О том, как социальные сети часто помогают нам спрятаться от действительности, и мы часто выбираем этот путь, вместо того, чтобы решать реальные проблемы. Еще о том, что с помощью лжи нельзя решить ничего.

— Действительно, обманом завоевывать любовь — это самое большое преступление. — добавляет Елена Ивановна. — И пьеса действительно об этом. Я бы еще отметила, что пьеса настолько глубокая, что постоянно раскрывает новые смыслы. Например, здесь поднимается тема о важном значении общения, умении проговаривать то, что накопилось внутри, не накапливать в себе. Разговаривайте, люди, и вы найдете общий язык.

Пьесу «Это все она», по которой поставлен спектакль, написал прекрасный драматург Андрей Иванов в 2012 году. Как ни странно, по прошествии десяти лет, она стала еще более актуальна.

— Вы имеете в виду актуальность проблемы социальных сетей в нашей жизни?

— Да, соцсети все больше внедряются в нашу жизнь, и при всех преимуществах для общения, они могут создавать проблемы. Часто наблюдаю такие картины в кафе и ресторанах, когда за столом собираются друзья или семья, и все смотрят в телефоны. Почему бы их не отложить на время встречи и не поговорить? Онлайн-мир не может заменить реальное общение, проблемы возникают, когда люди подменяют соцсетями реальную жизнь.

Фото: Размик Закарян

А теперь непосредственно о самом фестивале «Снежность». Как вы считаете, в чем основная миссия проведения подобных мероприятий? Насколько важно для детей и подростков в современных реалиях знакомиться с театром?

Елена Бутенко-Райкина: «У «Снежности» есть такая задача — развивать душу нашего молодого поколения. Театр — это живое искусство, чудо. Волшебство в том, что на твоих глазах происходит акт творчества. Это особая энергетика, которая рождается между актерами на сцене и зрителями. И очень здорово, что фестиваль предоставляет возможность детям и подросткам знакомиться с волшебством, которое рождает мир театра. Я в восторге от того, что Андрей Ильич (прим.ред. — Комаров) инициировал создание такого фестиваля, он вообще очень много занимается развитием нового поколения. Поэтому переоценить задачу «Снежности» невозможно.

Полина Райкина: — Конечно, встреча с живым искусством никого не оставляет равнодушным. Все происходит здесь и сейчас у тебя на глазах, ты чувствуешь себя непосредственным участником этого действа. Ведь почему-то все едут в Париж, в Лувр, чтобы посмотреть своими глазами на Джоконду, хотя они тысячу раз видели репродукции в других музеях или в интернете. Но при всем восхищении перед современными технологиями, экран — это экран. Он не передаёт всего, что можно испытать при живой встрече с искусством.

Насколько мне известно, после спектакля вы провели творческую встречу со студентами образовательной программы «Будущее Белой металлургии»? Чем они интересовались? Какими впечатлениями делились?

Елена Бутенко-Райкина: — Тема спектакля для студентов оказалась актуальной и вызвала живой интерес. Они признались, что увиденное заставило их сопереживать каждому герою. Подростки интересовались всеми нюансами театральной кухни: что вдохновляет артистов, легко ли из спектакля в спектакль переживать такие эмоции, и ассоциируют ли актеры себя со своими персонажами.

Фото: Размик Закарян

Полина, а что вас вдохновляет?

— Знаете, наша профессия зачастую ассоциируется именно с вдохновением, романтизируется. Но по сути, это настоящий труд. Мы идем на работу к 10 утра и просто начинаем работать. А вдохновлять может все, что угодно: и пьеса, и режиссер, и сама жизнь.

Полина, если бы вы были подростком в современных реалиях, ваша жизнь изменилась бы? Иначе бы вы относились к соц. сетям?

— Довольно сложно ответить на этот вопрос, потому что нас формирует время, в котором мы живем и растем. И предположить, каким бы я была подростком, если бы я росла сейчас — трудно.

Можете поделиться о планах театра «Сатирикон», о ваших проектах в театре и кино?

Елена Бутенко-Райкина: — Если говорить о планах театра, то в январе состоится премьера спектакля Юрия Бутусова «Р» по пьесе Гоголя «Ревизор» (автор пьесы Михаил Дурненков). А затем Константин Аркадьевич приступит к репетициям спектакля по пьесе А.Н. Островского «Гроза». Я как продюсер работаю над короткометражным фильмом по мотивам рассказа Ю. Олеши.

Полина Райкина: — Скоро должна состояться премьера фильма Светланы Устиновой «Время года зима», где я сыграла интересную роль с прекрасными партнерами Евгенией Добровольской и Юлией Снигирь. Еще жду выхода телевизионного проекта «Империя». Это документально-художественный фильм, историческая реконструкция, где мне посчастливилось играть императрицу Анну Иоановну, во мне нашли портретное сходство с ней. Ещё в «Сатириконе» репетирую сейчас роль Отца в пьесе Д. Хармса «Елизавета Бам» в Лаборатории молодых режиссеров, выпускников С. Женовача.

Напомним, детский благотворительный театральный фестиваль «Снежность» проходит на Урале уже восемнадцатый раз. Его площадками в Свердловской области традиционно выступают Инновационно-культурный центр и Дворец культуры в Первоуральске, а также уральский гольф-курорт Pine Creek Golf Resort. Главная задача фестиваля — приобщение подрастающего поколения к миру искусства, содействие формированию у детей культурных и духовных ценностей. Ежегодно сюда привозят спектакли со всей России, проводятся мастер-классы и интерактивные творческие встречи с детьми, прежде всего социально незащищенными. Проект реализуется под эгидой Министерства культуры РФ при поддержке Правительства Свердловской области.

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы узнавать еще больше интересных новостей: Instagram, «ВКонтакте», Facebook, Telegram, Яндекс.Дзен.