Уральские художники поднимают тему семьи через глину и фаянс. Показывают рисунки родителей и глиняные головы

Уральские художники поднимают тему семьи через глину и фаянс. Показывают рисунки родителей и глиняные головы

В ГЦСИ открывается новый выставочный проект. Художница Мария Плаксина смогла по-новому преподнести образы на детских рисунках ее мамы, которые тоже можно увидеть в зале. Главным и самым ярким объектом стала девочка из глины — образ, взятый с одного из портретов в юном возрасте Тани Плаксиной, мамы художницы. Экспонаты плавно отсылают к таким сложным понятиям, как семейные отношения.

— Маша — один из самобытнейших уральских художников. Сегодня мы свидетели апогея ее работы с глиной. Мы позиционируем эту выставку как совместную Маши и Тани Плаксиных, Таня — Машина мама, но в подростковом возрасте, — начинает открытие куратор Артем Антипин.

Когда рождалось название проекта «Мамина папка», то на ум пришел писатель Корней Чуковский, который много лет собирал детские словообразования. К таковым можно отнести и эту «папку» — так Маша Плаксина могла называть своего дедушку, ведь изначально это была его вещь. В последствии в ней стали храниться детские рисунки. Идея зародилась несколько лет назад.

— Это были первые задумки и я не относилась к этому проекту серьезно. Для меня это было чистой воды терапия. Мама знает, что я свистнула у неё папку, и разрешила работать с рисунками. На тот момент я смогла общаться с ней через героев, изображённых на картинках и найти общий язык, — рассказывает Маша.

На выставке рассказывается личная история семьи, однако, как отмечают авторы, зрители могут уйти с ответами на какие-то свои, индивидуальные вопросы. В результате изучения и работы над образами, которые еще в юном возрасте рисовала мама художницы, родились индивидуальные и самостоятельные скульптуры. Так или иначе, они тесно связаны с портретами девочки Динки из одноименного произведения, фигуристов и гимнастов.

— Я сама себе этим проектом дала себе заявиться как фарфористке. Я очень любила советский фарфор, но у меня не было технической возможности творить самой. Поделки, которые стоят в квадратиках, это не фарфор, а фаянс. Унитазный фаянс. Я добила его по своим керамическим связям в одной конторе, которая переняла эту технологию, а мастерская была у меня в туалете, — делится Маша о выставке.

Художница искала новые сюжеты, так Волк из мульфильма «Ну, погоди!» появляется просто в виде хищных лап, от олимпийской чемпионки появляются коньки, а персонаж книги «Динка» становится целым циклом работ. Глиняная девочка, которая встречает каждого зрителя прямо на входе, стала образом одного из первых рисунков Тани Плаксиной. Портрет неизвестной девочки вымышленный и полностью взят из головы. На рискунке мы видим лишь половину лица ребенка, который стоит на носочках и выглядывает из-под стола.

— Она выползла из «маминой папки» вот сюда и немного видоизменилась. Мы лепили ее прямо здесь, а благодаря сотруникам ГЦСИ у нее появились афрокосички из соломы. Так или иначе, желание поговорить с близким человеком и буквально залезть в голову и прочитать его мысли можно исполнить здесь. Можно залезть в ее ухо и услышать наш с мамой диалог, — уточняет художница.

Выставка продлится в уральском музее современного искусства до 17 мая. После этого все экспонаты переедут в один из музеев Нижнего Тагила, откуда родом и сама Маша Плаксина.

Чтобы оставаться в курсе событий даже после блокировки Google, подписывайтесь на Telegram-канал и группу Вконтакте «Моментов». Если вы хотите поделиться новостями с редакцией, сообщите на почту news@momenty.org.