Музей ИЗО предоставил трибуну современному удмуртскому художнику, чьи работы вдохновлены мифологическими и общечеловеческими образами. Полотна пропущены через призму мастера в метафорах и обобщениях, с цитатами из классических сюжетов и знаменитых произведений искусства. Однако самое притягивающее в его трудах — подход, при котором энтузиаст делает из бездыханных вещей культурные ценности.
Чернышов родился в 1965 году в Можге и начал творческий путь в Ижевске, где обучался малярному делу и художественной отделке. Позже служил в армии и окончил Удмуртский государственный университет. После учебы он преподавал на кафедре живописи, но вскоре оставил преподавание. Ради искусства.
На выставке представлено более 50 работ Чернышова за последние 25 лет, отражающих две главные темы его творчества: библейские образы и концепцию «Небесное Земное», а также камерную атмосферу, наполненную домашним уютом и деревенским бытом. Темы подчеркивают стремление художника сделать образы иного мира близкими и понятными, его желание отразить трансцендентность бытия через глубокую созерцательность каждого изображения.
При создании работ Чернышов экспериментирует с различными материалами, превращая найденные предметы и бытовой мусор в художественные объекты, которые несут новый смысл. Его мастерская напоминает алхимическую лабораторию, где обыденные вещи становятся элементами произведений искусства. Например, он создает иконы на дверях с помощью консервных банок, гвоздей, акрила и лака.
— Это забавная игра: консервные банки не возвести в ранг какого-то стоящего материала, но они отсылают к металлическим окладам, которые были на иконах, — поделился с «Моментами» Алексей Чернышов.
Рассказы Чернышова и его жены Ольги добавляют особого толка выставке, позволяя посетителям не только видеть картины, но и чувствовать присутствие художника через «прямую речь». Личные истории делают экспозицию живее и отправляют зрителей на более глубокий уровень творческого мира его и ее.
— Последняя работа называется «Русская метафора», состоящая из двух плоскостей. С одной стороны мы видим видео, на котором купаются дети. Это коллективный труд и собирательный образ, созданный женой художника. Видео отсылает к Тарковскому. С другой стороны самый трогательный элемент — детская пуанта, показанная как пятно света. Здесь художник говорит не только о смерти, но и о том, что после нас останется, — рассказали «Моментам» представители Музея ИЗО.
Выставка «Образы и подобия. Алексей Чернышов. Живопись, графика, объекты» открыта с 4 сентября до 27 октября. Ранее мы писали об экспозиции фотографий, в которой представлены работы пионеров абстракционизма в фотоискусстве. Одним из них стал Евгений Малахин, известный как Старик Б.У. Кашкин.
Чтобы оставаться в курсе событий даже после блокировки Google, подписывайтесь на Telegram-канал и группу Вконтакте «Моментов». Если вы хотите поделиться новостями с редакцией, сообщите на почту news@momenty.org.