Долгожданный римейк главного советского фильма-катастрофы: зрители ставят «зачет» «Экипажу»

21 апреля 2016, 21:15

В Екатеринбурге начался показ долгожданного для многих римейка фильма-катастрофы Александра Митты. «Экипаж» — это история летчиков, спасающих российских геологов и горняков от извержения вулкана на острове в Тихом океане.


Долгожданный римейк главного советского фильма-катастрофы: зрители ставят «зачет» «Экипажу»

Фото: youtube.com

Данный факт известен давно, и в 2016 году ничего принципиально не изменилось. И точно также, как и 37 лет назад российские зрители испытывали серьезный дефицит качественных отечественных фильмов-катастроф. Возможно, поэтому два журналиста, любящих и профессионально смотрящих кино — Николай Курилов и Андрей Кулик — отправились на утренний сеанс, чтобы увидеть и оценить «Экипаж» Николая Лебедева. Первое впечатление от Кулика: «Сегодня был утренний эфир, я не выспался и боялся, что на сеансе усну. Даже не задремал — это о многом говорит!». А далее — подробный разбор полетов.

Николай Курилов. Награда за дерзкий полет

Строгим римейком фильм режиссера Николая Лебедева не является. Главное отличие — новые герои и личные конфликты, а также модернизация в части катастрофы.

Николай Курилов: «Экипаж» — это работа, доказывающая эффективность принципа Спилберга: снимать то, о чем мечтал в детстве

На этот раз зрителя зовут в полет капитан лайнера Леонид Зинченко (Владимир Машков), летчик-стажер Алексей Гущин (Данила Козловский) и его возлюбленная со сложным характером — второй пилот Александра (Агне Грудите).

Обновились и персонажи второго плана. Благодаря этим героям в фильме не одна, а три романтических линии, да еще три конфликта отцов и детей. Изменились характеры и побудительные мотивы (герой Козловского, например, уже не циник, как у Филатова, а идеалист). На старом месте остались чувство долга и любовь к небу. Получилось свежо и достоверно.

Снимая хорошую катастрофу, надо сначала подготовить все, что можно сломать, а потом — ломать, ломать и ломать — до финальных титров. Этого в «Экипаже» с избытком, но на одном экшне далеко не улетишь. Кроме декораций «на убой» режиссер должен выстроить хрупкую конструкцию из отношений, протянуть по ней и переплести ниточки влюбленностей, обид, надежд и амбиций. Чем более аутентичным получится это изделие, тем больнее будет сидящим в зале от любого удара по нему. Часто до слез. Прямо как на премьере «Экипажа».

"Экипаж" Александра Митты - фильм уникальный. Он состоит из двух серий, совершенно разных по жанру, но органично дополняющих друг друга: первая серия — мелодрама, вторая — фильм-катастрофа

Со времен «оскаровской» классики «Ад в поднебесье» (1974) есть некий стандарт: метраж фильма — больше двух часов. Первый час — на знакомство с героями, и только потом — катастрофа. Лебедев этот хронометраж выдерживает филигранно, до минуты. Оставшееся время зритель переживает за уже полюбившихся героев, радуется не новаторским, но и не шаблонным диалогам и действительно отменной игре. 

«Катастрофы» в мейнстриме не должны быть дешевыми. В случае с «Экипажем» об этом позаботилась студия Михалкова «ТРИТЭ», деньги на экране видны.

Катастрофу нельзя делать куцей. Опасностей должно быть несколько, с разной природой происхождения. Здесь помогает первоисточник, фильм Митты уже объемный — с землетрясением и аварией в полете. Лебедев деликатно сохраняет находки учителя, но идет дальше.

Когда вышел первый "Экипаж", зрители не обсуждали бюджеты картин, не смотрели экранки и не скачивали фильмы в интернете 

Приключения на затопленном лавой острове более длительные, а в небе появится (это видно и по трейлеру) сразу два самолета, с двумя экипажами. Тут даже название «Экипаж-2» становится уместным. Модернизирована и знакомая тема «человек за бортом». Плюс — правильная экспозиция, вводный эпизод после титров. Там тоже и драйв, и авария. Еще новинка — стрельба в аэропорту страны, флаг которой похож на ливийский. В общем, мало не покажется. 

В разговоре про «Экипаж» интересны ссылки не только на фильм Митты, но и на работы Лебедева.

В военном экшне «Звезда» (2002 г.) он работал с повестью Казакевича и черно-белой картиной 1949 года. Уже тогда Лебедева называли деликатным и талантливым реконструктором классики. Историей про летчиков режиссер это качество подтвердил. Иначе и быть не могло. Фильм Митты для Лебедева с юных лет самый любимый, он всю жизнь мечтал снять что-то подобное.

В 1979 году каждый находил в фильме свое: любовь, страх полетов, красивых женщин, брутальных мужчин или захватывающий сюжет

В «Легенде 17» зритель впервые за долгие годы увидел историю успеха романтика, профессиональные амбиции которого конфликтуют с нонконформизмом и желанием менять правила под себя. После истории о хоккеисте Харламове, вошедшей в ТОП-250 Кинопоиска, Лебедев сделал «Экипаж». Новый фильм с помощью того же Данилы Козловского вплотную приблизился к соцреалистической «производственной драме».

В российском кино многие направления слабо разработаны, но производственных драм с положительными героями (жуликов из «Пирамммиды» и «Духless» не считаем) и хеппи-эндом — дефицит за гранью выживания. В это время западные фильмы про изобретательниц швабр, брокеров, журналистов и мужчин-стриптизеров собирают кассу и «оскаровские» статуэтки. Фильм Лебедева хоть с юмором, хоть без юмора можно назвать самым сильным «защитником человека труда» за три десятилетия. 

Делая кино про профессию, режиссер бы слукавил, не обозначив проблемы. Тема авиации в России остается больной. Поэтому Лебедев коротко и жестко высказывается в адрес тех, кто мешает стране летать. Достанется пьяным генералам, вваливающимся в кабину пилота и отдающим приказания, депутатам Госдумы, устраивающим на борту пьянки и мордобой, собственникам авиабизнесов, разбазаривающим летные кадры.

За 37 лет лет появились новые самолеты и авиакомпнии. Но человеческие отношения остались прежними 

Лебедев с уважением к деталям «приземлил» свои самолеты на современную почву. Как и у Митты приметы времени подаются через личную жизнь персонажей. В одной семье сын-анархист не в первый раз объясняет строгому отцу, что паркур и стрэйт-эйдж — это не разновидность наркомании. В другой ячейке общества — знакомый конфликт вокруг тезисов «Всю страну разворовали!» и «Патриотизм — это не флагом махать да в фонтане купаться». По касательной дома главных героев задевает даже тема «арабской весны», исламского терроризма и беженцев (пилоты далеко летают и много чего видят).

Что в итоге? «Экипаж» — это классный римейк, реанимирующий два редких жанра. Это фильм, в титрах к которому Лебедев по праву успешного ученика написал: «С благодарностью Александру Митте за уроки творчества и вдохновения». Это работа, доказывающая эффективность принципа Спилберга: снимать то, о чем мечтал в детстве. Лебедев к своей мечте шел тридцать лет. Мы не видели, как это было, но можем представить, посмотрев на метания экранного альтер-эго режиссера — Данилы Козловского. Герой Козловского за дерзкий полет получит от скупого на похвалы капитана «зачёт». Окончательные оценки Лебедеву выставят зрители, но уже понятно, что они будут положительными.

Андрей Кулик. «Экипаж» не облажался

С удивлением обнаружил, что создатели нового «Экипажа» почему-то яростно настаивают на том, что это не римейк советского фильма. Они, видимо, считают, что сделать римейк культовой картины — какой-то позорный поступок?

Андрей Кулик: Такие достойные мейнстримные ленты у нас пока что редки

На самом деле это, конечно же, римейк. Снова летчики, у каждого из которых — непростая личная жизнь. Снова умудренный жизнью командир помогает молодому и легкомысленному коллеге найти себя. Снова извержение вулкана угрожает жизням сотен людей, которых героически спасают наши летчики. Все остальное — детали. Римейки ведь никогда не снимают один в один, даже странный фильм «Психо» Гаса Ван Сэнта, который на первый взгляд кажется покадровым воспроизведением шедевра Хичкока, при внимательном рассмотрении оказывается не такой уж точной копией.

К тому же режиссер Николай Лебедев демонстративно перекидывает мостики между своим и классическим «Экипажами». Например, режиссер советского фильма Александр Митта наблюдает за тренировками летчиков на тренажере — символический кадр, Лебедев словно сдает зачет мастеру.

Или такой эпизод. Когда на земле ломают голову, как помочь терпящему бедствие экипажу самолета, персонажу Александры Яковлевой раздраженно бросают реплику: «Вам легко говорить, вы в подобных переделках не были!» Она отвечает: «Вы в этом уверены?» И едва заметно улыбается. Улыбнется и понимающий зритель: Яковлева играла в советском «Экипаже» стюардессу, которая как раз побывала в подобной переделке.

И вообще Лебедев подкупает своей преданностью гигантам, на плечах которых стоит. В крошечном эпизоде, с единственной репликой появляется Нина Гребешкова. Может, кто-то уже и позабыл эту актрису, которой недавно исполнилось 85 лет. А Николай Лебедев помнит о вдове великого Леонида Гайдая, сыгравшей когда-то в «Бриллиантовой руке» и других шедеврах мастера. Николай нашел для нее эпизоды и в «Поклоннике», и в «Фонограмме страсти», и в «Легенде № 17»... Без этих старушек его фильмы вполне могли бы обойтись, но с ними они становятся более человечными, уютными.

«К черту подробности! — восклицает нетерпеливый зритель. — Фильм-то как, можно смотреть?» Не только можно, но и нужно, причем обязательно в кинотеатре, на большом экране. Если хотите, чтобы захватывало дух и вы вцеплялись в подлокотники кресла — только кинозал. Дома ни монитор компьютера, ни экран телевизора не дадут того градуса эмоций. Это мощный аттракцион, и не возникает вопроса «Где деньги?» — весь бюджет (по слухам — $60 млн) на экране.

Я еще не читал зрительских откликов (пишу сразу после первого сеанса в первый день проката), но не сомневаюсь, что будет множество возмущенных воплей: «Это бред! В реальности такое просто невозможно!» И вспоминаю своего дядю, служившего в авиации. В 1980 году он был в ярости, когда вокруг все восторгались «Экипажем».

Он пытался объяснить мне, что любой человек, изучавший хотя бы в объеме школьной программы физику, понимает, что вся вторая часть фильма — это бред беременной медузы! Он забрасывал меня цифрами, фактами и на пальцах доказывал, что герой Леонида Филатова ну просто не мог совершить свой подвиг, а самолет никак не мог совершить посадку. А я пожимал плечами: «Саш, твоя физика никого не волнует, это сказка, и отличная сказка!» Много лет спустя я узнал, что Александр Митта тоже называет свой «Экипаж» сказкой.

Скорее всего, Агне Грудите будут сравнивать с Александрой Яковлевой, а Козловского с Филатовым. А зря...

Так вот, в новом фильме сказочного еще больше. То, что вы увидите, неправдоподобно. Но Николай Лебедев и не пытался создать суровое реалистичное полотно. Давайте представим, что все это возможно, и будем переживать за героев...

Героев, кстати, довольно много, и все они запоминаются. Например, Сергей Романович («Коробка») в роли сына персонажа Владимира Машкова. Или Сергей Кемпо, которого екатеринбургские театралы наверняка запомнили как Дориана Грея в спектакле Театра имени Ермоловой. В кино у него пока работ немного — возможно, после «Экипажа» предложения посыплются одно за другим.

Изменилась не только авиация, но и кинематограф. Но человеческие отношения остались прежними

Конечно, фильм Лебедева — не услада киноманов, не фестивальная штучная продукция, а крепкий продюсерский проект, адресованный самому широкому зрителю. И этим он прекрасен, потому что отечественное кино, как правило, нам преподносит либо арт-хаус, либо несъедобную дрянь, предназначенную крайне примитивному зрителю (если не сказать — быдлу). А такие достойные мейнстримные ленты у нас пока что редки. Давайте же отдадим должное студии «Тритэ», Леониду Верещагину и Никите Михалкову. Они сделали это!

Кинотеатр «Пассаж Синема»
Кинотеатр «Пассаж Синема» Пассаж Синема» — новый девятизальный кинотеатр в центре Екатеринбурга — открылся 28 ноября 2015 года на верхнем этаже Центрального универмага «Пассаж». Приглашаем Вас оценить высокое качество кинопоказа, приятную атмосферу и современные комфортные залы. Для лучших, престижных и значимых кинопремьер Вы можете выбрать высокую четкость изображения в 4К (уникальный формат для столицы Урала), суперсовременную систему звука Dolby ATMOS и самый большой экран в Екатеринбурге, диагональю 22 метра - большой зал «Пассаж Синема» на 506 мест. Приятные цены и специальные предложения. Цена билета зависит от времени сеанса и дня недели: билет на 2D сеанс от 120 до 250 рублей, билет на 3D сеанс от 150 до 290 рублей, билет на сеанс в VIP-зале от 290 до 490 рублей, вторник и среда — «клубные дни» в «Пассаж Синема». В эти дни действуют особые скидки. Также предусмотрены скидки на групповые и коллективные посещения, детские кинобилеты. Расписание кинопоказов обновляется раз в неделю, премьеры фильмов — в четверг.

Телефон: +7 (343) 271-10-36; +7 (343) 271-09-73

Электронная почта: uprav_cinema@passage.ru

Сайт: passage-cinema.ru

Адрес: Екатеринбург, Вайнера, 9

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Афиша


вверх