Эпопея об эвакуации. Что делать тем, кто не смог увидеть «Равную Величайшим Битвам»

Когда говорят «фильм о войне», обычно подразумевается, что это фильм о сражениях (либо на фронте, либо в тылу противника). И в редчайших случаях вспоминают о тыле. Четырехсерийный фильм кинокомпании «СНЕГА» «Равная величайшим битвам» — об эвакуации на Урал заводов и фабрик из европейской части страны. А заводы и фабрики — это не только станки и прокатные станы, но это в первую очередь люди, многие из которых так и остались на Урале до конца своих дней. Всего в годы войны на Урал было эвакуировано 667 предприятий. Попробуйте представить, сколько людей за этим стоит…


Эпопея об эвакуации. Что делать тем, кто не смог увидеть «Равную Величайшим Битвам»

Фото: Владимир Жабриков

Режиссеры Георгий Негашев, Павел Фаттахутдинов и Андрей Титов мотались по всему Уралу, сняли более 400 часов рабочего материала. И обидно, что в итоге — только четыре фильма по 48 минут каждый. Историки, сыплющие цифрами и техническими терминами, подобраны замечательно, они все «в теме», все рассказывают со знанием дела. Но... вдруг в кадре появляются очень старые люди, которым пришлось детьми становиться к станкам. В закадровом тексте подчеркивается: не младше 11 лет! И старушка вспоминает, как пацан взял проволоку, нанизал на нее шестерню и по проходу в цехе эту шестерню катал — ребенок же еще... Но ведь этот же мальчишка победил в Великой Отечественной!

Не только фронтовики — победители. Те, кто перевыполняли план вдвое, втрое, вдесятеро — без них Победы бы не было

Голос за кадром сообщает об инженерных достижениях военного времени, а в кадре появляется женщина, которая тогда была девчонкой, и вспоминает, как сшили тапочки из клеенки, покрасили их лаком, каким болванки красили, и — на танцы. Билетов на танцы мало, а желающих — гораздо больше... И пролезали через окна, танцевали, а потом возвращались домой без сил. Дома, конечно, был мамой приготовлен ужин: квас, лук и кусочек хлеба. Поужинала — и сон, очень крепкий (какая уж тут бессонница, если на работу — еще в темноте подниматься?).

Весь отснятый материал будет сдан в Российский государственный архив кинофотодокументов

Не было бы счастья, да несчастье помогло. В фильме рассказано, как великая беда дала Уралу мощный импульс к развитию. Первая троллейбусная линия в Свердловске появилась, чтобы доставлять из бараков на работу тех, кто трудился на «Уралхиммаше». А первые троллейбусы на маршруте № 1 были тоже эвакуированные, московские...

Или такой аспект. Завод стал обеспечивать горячим питанием школы и детские сады. Почему — завод? Да потому, что рабочие падали в голодные обмороки, они свои пайки детям отдавали. И тут не высокий гуманизм срабатывал, а сухой расчет: рабочий, у которого дома голодные дети — плохой рабочий. Чтобы дать план, мы должны накормить детей...

Великая беда дала Уралу мощный импульс к развитию. Первая троллейбусная линия появилась, чтобы доставлять на работу тех, кто трудился на «Уралхиммаше»

Две основные линии в фильме — государство, которое отдавало приказы об эвакуации, и люди, которые эти приказы претворяли в жизнь. О государстве — очень интересно. Но когда люди вспоминают, как это все было, слезы появляются неизбежно. И хочется их послушать, просто посмотреть на совершивших невозможное. Но воспоминаний ветеранов до обидного мало.

Создатели фильма это понимают и обещают, что будут сделаны портретные короткометражки о людях, появившихся в сериале лишь на несколько минут. Этим фильмам предрекаю призы на многих кинофестивалях. А весь отснятый материал будет сдан в Российский государственный архив кинофотодокументов. Георгий Негашев знает, какое это сокровище — несмонтированные воспоминания участников важных событий. Так что грандиозный труд наших киношников может стать основой многих (международных?) фильмов.

И тут я со своим извечным вопросом: а широкий зритель — как и когда сможет увидеть фильм? Режиссеры говорят о предстоящих премьерах в Перми, Челябинске, Нижнем Тагиле, Магнитогорске... Но я умею испортить настроение в день премьеры, потому что я всегда — на стороне зрителя. Ну не смог человек быть в Доме кино в Екатеринбурге 13 и 14 мая 2016 года — и как ему увидеть картину?

Во-первых, идут переговоры с ТВ. Даже, скажу по секрету, с Первым каналом (это было бы круто), со «Звездой», с другими, уже не столь массовыми. Во-вторых, есть желание сделать еще один премьерный показ (с участием группы) — например, в «Салюте» (а в «Салюте» документальное кино жалуют, и есть большой зал, так что уже предвкушаю). Ну, и есть же школы, колледжи, вузы — почему бы там не показывать? Негашев разводит руками: «Да мы-то с радостью! Но выйти на каждую школу, на каждое учебное заведение — это ж какой штат нужен, у нас нет столько сотрудников...»

Так что, дорогие учителя и не только, сами выходите на связь. Четыре фильма — четыре урока о военном Урале. О наших дедушках и бабушках. О времени. О нас. Это лучше любого учебника.

Самое важное

Новое на сайте

Самое популярное

Читайте также в разделе Афиша


вверх