«Трансформации Пикассо» и Екатеринбурга: рассказываем об уникальной выставке Михаила Шемякина

6 июля 2016, 08:31

Уникальная экспозиция «Трансформации Пикассо» знакомит публику с американским периодом творчества всемирно известного мастера. В начале 1980-х годов Михаил Шемякин переехал из Парижа в Нью-Йорк, где обратился к творчеству гениального Пикассо. Сам Михаил Шемякин не смог прибыть на открытие вставки. «Вы же понимаете, насколько он востребован, — пояснила директор Евразийского фестиваля современного искусства Марина Линкер. — У него еще год назад была запланирована поездка за границу». Но работы, за право посмотреть на которые выстраиваются очереди в культурных столицах мира — здесь, в Екатеринбурге, в пространстве Ельцин Центра.


Шемякин сделал более шестидесяти так называемых реплик на работы Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуана Непомусено Марии де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидада Мартира Патрисио Руиса и Пикассо, то есть дал собственные интерпретации картин великого испанца. Для непосвященных поясним: это не то же самое, что «срисовал» — ни в коем случае — это значит, вступил в заочный диалог с коллегой-художником.

Фото: Александр Мамаев

«Моменты» разбираются в отношениях русского и испанского художников. И в ответах, которые Шемякин попытался найти на волновавшие их обоих вопросы.

Искусствоведы говорят сложно. «Диалог Шемякина со знаменитым полистилистом XX века объясняется, с одной стороны, их общим стремлением к поиску архетипической формы в искусстве, а с другой — постоянной жаждой новаторства», — пояснила художественный директор Фонда Михаила Шемякина Ольга Сазонова.

Фото: Александр Мамаев

Но к черту сложности. Скажем проще: это такая игра, упражнение такое для мозга. Сам Пикассо также с удовольствием предавался подобным развлечениям. Собственно, как раз с такого примера и начинается экспозиция в Арт-галерее Ельцин Центра: первая справа, встречающая зрителя работа — это «Инфанта Маргарита». Знаменитое полотно «Менины» с инфантой в центре другой великий испанец Диего Веласкес написал в 1653 году. Через 300 с небольшим лет Пабло Пикассо сделал аж 58 вариаций на тему «Менин». А еще через 26 лет после Пикассо свою инфанту пишет Михаил Шемякин. Трансформацию образа легко проследить по небольшой информационной табличке, расположенной справа от полотна.

Инфанта Шемякина, созданная через 26 лет после Пикассо. Фото: Александр Мамаев

«У Шемякина с Пикассо сложились особые отношения, особый контакт, — отметила организатор выставки Марина Линкер. — И это здесь самое важное. Всего несколько работ из этой серии выставлялись больше года назад в Санкт-Петербурге, но 42 работы вообще никогда раньше не экспонировались в России».

Портрет жены, доказывающий: от любви до ненависти — один шаг. Фото: Александр Мамаев

В том числе и реплика на портрет первой жены Пабло Пикассо. Точнее на целую серию ее портретов. «Тут пять работ, — Марина Линкер переходит к картинам, висящим напротив „Инфанты Маргариты“. — Первая — нежная, красивая: это период влюбленности. Дальше-дальше-дальше. Смотрим последнюю, а она… (Марина с трудом подбирает определение) она страшная… там уже явно и ненависть, и отвращение… И Шемякин вслед за Пикассо все эти эмоции очень хорошо передал. Вот это очень интересно, на мой взгляд, женщина, написанная от любви до ненависти».

Фото: Александр Мамаев

Большая часть «Трансформаций Пикассо» находится сегодня в частных коллекциях по всему миру, а у автора эти произведения сохранились лишь в виде слайдов. Однако пару лет назад Михаил Шемякин воспроизвел их в технике жикле большого формата. Но не просто отпечатал, а каждую еще раскрасил вручную. То есть это подлинные работы мастера.

Фото: Александр Мамаев

«Трансформации Пикассо» представлены в рамках Евразийского фестиваля современного искусства. Экспозиция будет работать в Арт-галерее Ельцин Центра с 6 по 30 июля. Успевайте прикоснуться к мировому художественному наследию. 

  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев

Входной билет — 300 рублей
Льготный (пенсионеры, инвалиды) входной билет — 150 рублей
Билеты продаются при входе в Арт-галерею Ельцин Центра
Время работы с 10.00 до 21.00. 

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Афиша


вверх