На грани кича. «Дама пик»: роман, который хотели экранизировать весь XX век, и вот сняли. Но получилось ли?

18 ноября 2016, 06:30

«Дама пик» Павла Лунгина — не экранизация «Пиковой дамы» Пушкина или одноименной оперы Чайковского. Но мотивы пушкинской прозы и музыка Петра Ильича тут явлены в большом количестве. Так что же это такое?


На грани кича. «Дама пик»: роман, который хотели экранизировать весь XX век, и вот сняли. Но получилось ли?

Дама пик или пиковая дама? Сможете ли вы ответить на этот вопрос
Фото: kinopoisk.ru

Оперная дива, на закате СССР перебравшаяся на Запад, теперь вернулась в Россию, чтобы поставить «Пиковую даму» в оперном театре, в котором когда-то впервые вышла на сцену и спела арию Лизы. Теперь она споет Графиню. Германом в этой постановке хочет стать молодой амбициозный тенор, которому худрук (тоже тенор, но уже в годах) не дает ходу. Ради роли, которая может сделать его знаменитым, молодой человек готов на все…

Так что нас приглашают в мир театра, более того — оперного театра, и не надо удивляться, что все тут чересчур — и слезы, и восторги, и страсть, и похоть… Эти люди, даже оставшись без свидетелей, все равно играют и как бы смотрят на себя со стороны, отмечая: ах, как красиво я сейчас заливаю горе коньяком… о, как я прекрасна в своем отчаянии… Так что по накалу страстей это не Пушкин, а скорее Достоевский. Анна Ахматова сказала про «Пиковую даму»: «Там все ужас, рассказанный необыкновенно светским тоном». Лунгин намеренно выбирает моветон — он понимает, что сегодняшнюю публику иначе не пронять.

Казалось бы, чего проще — взять пушкинский текст и просто снять, как написано? Не тут-то было! «Пиковая дама» имеет дурную репутацию у кинематографистов, многие считают, что удачная ее экранизация просто невозможна.

Ксения Рапопорт — та, ради которой стоит смотреть эту картину, уверен наш кинокритик. Фото: kinopoisk.ru

В начале 1930-х ленинградский режиссер Павел Вейсбрем собирался снимать «Пиковую даму», но картину закрыли. В 1937-м Михаил Ромм уже снял все натурные сцены, перешел в павильон и планировал закончить работу через пару месяцев, Сергей Прокофьев написал музыку к фильму… И вдруг Комитет по делам кинематографии решил, что нужно резко развернуть советское кино к современности, и «Пиковую даму» прикрыли. Вейсбрем был упорным человеком и в 1945 году попытался вернуться к своему замыслу — закрыли после представления режиссерского сценария. Братья Васильевы (классики советского кино, создатели «Чапаева»!) в 1946 году подобрали актеров и уже почти начали снимать — картину сняли с производства!

В 1980-х к «Пиковой даме» подступился Михаил Козаков. Чем дальше продвигалась работа, тем яснее Михаил Михайлович понимал, что получается совсем не то. Он писал в своем дневнике: «Я еще не совсем сдурел, чтобы не понимать, чем отличается разнообразный, многомерный, а главное, живой рассказ Пушкина от моих мертвых слайдов, где актеры — лишь свето-звуковые двигающиеся пятна…  В один из жутких вечеров, в диком приступе страха и истерики, я не выдержал, позвонил психиатру, не поехал на студию… Тогда я загремел в Бехтеревку и тем самым сбежал от моей пиковой старухи. Картину взял на себя другой режиссер и спас меня от греха экранизации неэкранизируемого. Я лежал в Бехтеревке, потом в Москве в Соловьевке и мало-помалу приходил в себя…»

Этой картине показана избыточная театральность. Выдержите? Фото: kinopoisk.ru

И ведь над Лунгиным поизмывалась коварная старуха! Планировалось, что он снимет англоязычный фильм с Умой Турман и Рэйфом Фансом. Много трудов, много нервов — и проект расстроился. Другой бы опустил руки, но только не Лунгин. Сценарий переписали, а на главную роль пригласили Ксению Раппопорт, звезду питерского Малого драматического театра. И все получилось! Ксения сыграла ведьму, коварную соблазнительницу, несчастную женщину, гениального режиссера, расчетливую интриганку, пьяницу, великую певицу, игроманку, неблагодарную гадину, великодушную родственницу…

Весь фильм она меняет личины, и все в ее героине загадочным образом уживается, нет ни одной сцены, где хочется воскликнуть: «Не верю!» И это при демонстративно нереалистичном и порой не очень логичном сценарии, условных декорациях… Хороши, конечно, и Иван Янковский, и Игорь Миркурбанов, и Владимир Симонов, но смотреть стоит именно ради Раппопорт.

Лунгин рисует картину крупными мазками, при желании рассмотреть детали его «Дама пик» рассыпается, словно карточный домик. Так что настраивайтесь не на драму, а на кровавую мелодраму с музыкой Чайковского, и все срастется. А экранизации «Пиковой дамы» как таковой так, наверное, никогда и не будет.

Кинотеатр «Пассаж Синема»
Кинотеатр «Пассаж Синема» Пассаж Синема» — новый девятизальный кинотеатр в центре Екатеринбурга — открылся 28 ноября 2015 года на верхнем этаже Центрального универмага «Пассаж». Приглашаем Вас оценить высокое качество кинопоказа, приятную атмосферу и современные комфортные залы. Для лучших, престижных и значимых кинопремьер Вы можете выбрать высокую четкость изображения в 4К (уникальный формат для столицы Урала), суперсовременную систему звука Dolby ATMOS и самый большой экран в Екатеринбурге, диагональю 22 метра - большой зал «Пассаж Синема» на 506 мест. Приятные цены и специальные предложения. Цена билета зависит от времени сеанса и дня недели: билет на 2D сеанс от 120 до 250 рублей, билет на 3D сеанс от 150 до 290 рублей, билет на сеанс в VIP-зале от 290 до 490 рублей, вторник и среда — «клубные дни» в «Пассаж Синема». В эти дни действуют особые скидки. Также предусмотрены скидки на групповые и коллективные посещения, детские кинобилеты. Расписание кинопоказов обновляется раз в неделю, премьеры фильмов — в четверг.

Телефон: +7 (343) 271-10-36; +7 (343) 271-09-73

Электронная почта: uprav_cinema@passage.ru

Сайт: passage-cinema.ru

Адрес: Екатеринбург, Вайнера, 9

Самое популярное

Читайте также в разделе Афиша


вверх