Фильм, который заставит вас плакать. На экраны вышел «Голос монстра»

3 февраля 2017, 08:13
Фильм, который заставит вас плакать. На экраны вышел «Голос монстра»

«Голос монстра» — это не волшебная детская сказка
Фото: кадр из фильма «Голос монстра»

Нас то и дело обманывают. Трейлеры и постеры фильмов, написанные прокатчиками аннотации, даже названия вводят нас в заблуждение. Свежайший пример — испанско-французский «Голос монстра».

Многие настроились на волшебную детскую сказку с экшном, изрядной долей красивых ужасов и хеппи-эндом. Но Хуан Антонио Байона («Приют», «Невозможное») снял что-то совсем другое.

Мама 12-летнего Коннора проходит химиотерапию, и после каждого курса ей все хуже. Взрослые понимают, к чему идет дело, и пытаются подготовить мальчика к неизбежному. Но Коннор не хочет слышать ужасные слова, он отказывается верить, что мир может быть таким жестоким и несправедливым. Он устраивает истерики, когда ему говорят, что скоро надо будет перебраться жить к бабушке (кстати, это дебют Сигурни Уивер в роли бабушки). Мальчик надеется на отца, который давно перебрался из Великобритании в США и завел там другую семью. Но и отец бессилен перед страшной болезнью. Мир рушится, сны Коннора — сплошной кошмар: он не может спасти маму. Еще немного, и парень сойдет с ума.

И тут подсознание посылает ему на помощь Монстра. Тысячелетний тис на окраине кладбища оживает и превращается в мудрое существо, которое вроде бы мучает Коннора, рассказывая ему странные истории-притчи (они предстают на экране в виде чудесных мультфильмов). На первый взгляд сразу ясно, кто в этих сказках хороший, а кто — плохой. Погоди, говорит Монстр, не руби с плеча. Ведь… И история поворачивается иными гранями. Мальчик растерян: так кто же тут хороший? Монстр уклоняется от ответа. Может быть, абсолютно хороших и абсолютно плохих не бывает? И абсолютной справедливости нет?

«Голос монстра» — это экранизация одноименной книги. Так в ней выглядят иллюстрации. 

В заглавной роли (голоса монстра) — Лиам Нисон. Он уже озвучивал льва Аслана в «Хрониках Нарнии», его голос можно было услышать в «Лего. Фильм» (если только смотрели не дублированную версию). И с «Голосом монстра» есть такая возможность: в некоторых кинотеатрах на отдельных сеансах показывают фильм с оригинальным звуком и русскими субтитрами. Именно в такой версии и нужно смотреть! Но если такой сеанс не найдете, все равно заметите, что пластика монстра напоминает пластику Нисона. Да, компьютерщики, создавая подвижное дерево, за образец взяли движения актера.

А Коннор не в ладу не только с самим собой — он совершенный изгой в школе. При каждом удобном случае он получает новую порцию синяков и шишек от одноклассников, и никому не приходит в голову за него заступиться. Коннор — ничто, пустое место, какой-то невзрачный шибздик. И все поражены, когда, подстрекаемый монстром, Коннор дает отпор своим обидчикам, главный из которых после акции возмездия отправляется в больницу. Директор школы (совсем уже старенькая и трогательная Джеральдин Чаплин) говорит мальчику, что должна немедленно исключить его из школы. «Но я этого сделать не могу, иначе какой же я учитель после этого?»

Последнюю страницу сценария показали мальчику-актеру, только когда начали снимать финал фильма. Кадр из фильма «Голос монстра»

12-летний Льюис Макдугалл (это его вторая роль после Задаваки в сказке «Пен: Путешествие в Нетландию») сыграл своего ровесника таким беззащитным и одиноким в этом огромном мире, что от слез вы не удержитесь (если, конечно, у вас есть сердце). Конечно, дело не только в обаянии мальчика или в его профессиональном мастерстве — режиссер умеет работать с детьми. Последнюю страницу сценария мальчику не показывали, и лишь когда стали снимать финал, юный актер начал понимать, откуда что взялось притчах монстра, насколько мама любила Коннора и как много смогла ему передать. На лице паренька такое смятение, удивление, внезапное озарение — это бы ему не сыграть, знай он финал заранее.

Кто-то, конечно, скажет, что такие темы для фильмов брать нечестно, что это заведомая слезовыжималка, что тут даже камень зарыдает… Отчасти соглашусь. Но бывают мелодрамы, смотря которые, испытываешь чувство неловкости за создателей: ну что ж вы такого низкого мнения о зрителях, почему все так грубо и примитивно? А «Голос монстра» — это по-честному: ревешь в три ручья.

Конор и мама — давно — когда все было хорошо. Кадр из фильма «Голос монстра»

И нет ничего стыдного в слезах, которые мы проливаем, когда смотрим мелодраму. «Огни большого города» Чаплина — вот уж слезовыжималка! Благородный бродяга влюбляется в слепую девушку и чудом находит деньги на операцию, которая возвращает ей зрение, но сам остается нищим бродягой, и девушка не знает, кто ее осчастливил. Он приходит, смотрит, любуется ее счастьем, и мы с замиранием сердца думаем: неужто она так и не поймет, что это ОН? Финальная реплика девушки: «Так это были вы?!» Говорят, это был любимый фильм Сталина, и когда включали свет в зале, у него всегда были мокрые глаза. В такие минуты он мог пощадить того, кто уже был обречен.

Так что не бойтесь ваших слез на «Голосе монстра». Чуда не случится, но, выходя из зала, вы почувствуете, что вам нужно позвонить своим близким и сказать, что вы их любите. Так звоните — это же правда, чего же тут стесняться…

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Афиша


вверх