«После просмотра хочется убрать из номинантов». «Коммивояжер» — большое кино про маленьких людей из Ирана

3 февраля 2017, 08:19

В прокат вышел фильм, из-за которого, возможно, «Рай» Андрея Кончаловского не попал в «оскаровский» шорт-лист. После просмотра картину Асгара Фархади хочется убрать из номинантов. При этом работа иранца наполнена настоящей жизнью, умна и просто прекрасна. Вот такой парадокс.


«После просмотра хочется убрать из номинантов». «Коммивояжер» — большое кино про маленьких людей из Ирана

«Коммивояжер» — остроумная и наполненная жизнью картина.

У Эмада и Раны благополучная семейная жизнь. Эрмад преподает в школе, а по вечерам вместе с женой репетирует спектакль по пьесе Артура Миллера «Смерть коммивояжера», который классно зарифмован с реальным действием картины… Однажды многоэтажка, в которой живут супруги, покрывается трещинами (понятно, что дальше будет хуже). Вынужденные эвакуироваться Эмад и Рана снимают квартиру у члена их труппы. 

Кадр из фильма. Фото: взято с сайта: kinopoisk.ru

Соседи говорят, что предыдущий арендатор доставил немало проблем. Влюбленная пара в детали не вникает и заселяется. В результате происходит завязочное событие. В тот момент, когда Рана принимает ванну, в квартире оказывается некий злоумышленник… Дальше все увидите сами.

«Коммивояжер» — претендент на премию американской киноакадемии. Для иранца Асгара Фархади такой статус не в новинку, кроме побед в Каннах и Берлине у него уже есть «Оскар» — за «Развод Надера и Симин». На этом можно было остановиться. Нет, не автору, а киноакадемикам. «Коммивояжер» — откровенный самоповтор (от конфликта двух семей, до роковых застекленных дверей на лестничную площадку), как будто Фархади снимает цикл детективов про жителей одного микрорайона.

Пьеса Артура Миллера «Смерть коммивояжера» зарифмована с сюжетом картины. Фото: взято с сайта kinopoisk.ru

Иранец хороший автор, но в мире немало мастеров делающих картины о «маленьких людях» без тиражирования сюжетной концепции, если речь не идет о различных «авторских трилогиях». Зачем дважды номинировать очень похожие фильмы? Да, бывает всякое. Ларса Фон Триера выдвигали на лучший фильм в Каннах с «Догвиллем» и «Мандерлеем», но ведь там не было ни одной победы… В общем, немного обидно за исключения Кончаловского из финальных списков.

Еще раз. Автор в истории с премией не виноват, он снимает, как хочет, и делает это мастерски. Поэтому хватит ворчать о самотиражировании, перейдем к достоинствам картины.

«Коммивояжер» — фильм о «маленьком человеке». Фото: взято с сайта kinopoisk.ru

Приведенные на афише «Коммивояжера» цитаты из западных СМИ об эффекте, «сравнимом с фильмами Ханеке», справедливы. Речь идет о работах вроде «Скрытое», которые, в свою очередь, созданы под влиянием Антониони («Фотоувеличение», «Пассажир» и т. п.). Эти фильмы, имеющие детективные черты, по факту — «ложные детективы» и экзистенциальные драмы.

Как и в «Разводе…», семейный реализм Фархади благодаря детективной интриге приобретает остроту и драйв (эффективность метода доказана еще Достоевским). «Коммивояжер» сильнее приближается к криминальной драме, но не переходит черту, только наступает на нее одной ногой, режет ее об разбитое стекло в ванной комнате и отходит назад.

Не лишены смысла слова западных критиков про «почти хичкоковский сюжет», и не только из-за темы «женщина в душе». Фархади умеет нагнетать саспенс в бытовых ситуациях. Если дать отснятый им кусок фильма мастеру триллеров и попросить доделать, получим триллер.

«…семейный реализм Фархади благодаря детективной интриге приобретает остроту и драйв». Фото: взято с сайта kinopoisk.ru

Когда смотришь фильмы Фархади, понимаешь, за что дали «Оскар» фильму «Москва слезам не верит». Не только за отличную режиссуру и универсальность киноязыка, но и за яркие картины быта, за фактурные портреты простых жителей страны, которая отличается от западного мира по укладу, но местами удивляет своей похожестью и (самое главное!) во многом информационно закрыта.

В работах Фархади житейские кризисы героев обусловлены иранской патриархальностью, социальными фрустрациями, религиозным догматизмом. Женщины то избыточно стыдливы, то слишком эмансипированы для предлагаемых обстоятельств. Мужчины иногда ведут себя по-свински, но искренне страдают, отважно рубятся за интересы семьи, но становятся заложниками понятий и традиций и, случается, все портят…

«…в работах Фархади житейские кризисы героев обусловлены иранской патриархальностью, социальными фрустрациями, религиозным догматизмом». Фото: взято с сайта kinopoisk.ru

Все герои, как правило, неплохие люди, что для темы «маленького человека» в современном кино не очень типично. В «Коммивояжере» главное слово, основной гуманистический мессейдж остаются за иранской женщиной, о нелегкой судьбе которой в последнее время так много говорится. Восстановить баланс на экране, чтобы добиться его в жизни. Эта принципиальная задача решается не только в фильмах Фархади, но и в лентах других иранских реалистов, вроде Резы Миркарими, в 2016 году победившего на ММКФ с фильмом «Дочь».

Мусульманские традиции у Фархади не всегда только создают проблему, иногда именно они подталкивают к человечности в семейных драмах и спасают персонажей от характеристики «отрицательный». Поисками общепримиряющих гуманистических решений, подлинных, а не догматических «скреп» и занимается Фархади.

«Мусульманские традиции у Фархади не всегда только создают проблему, иногда именно они подталкивают к человечности в семейных драмах». Фото: взято с сайта kinopoisk.ru

«Коммивояжер», как и другие фильмы автора, далек от упадничества и депрессивности европейских соцдрам, и не выдает завернутые в фантик морализаторские рецепты, как любят делать в США. Режиссер вновь оставляет нам открытый финал и возможность подумать. В Иране замечательные зрители, если для них снимают такое кино.

Киноклуб «Колизей»
«Колизей» – один из старейших кинотеатров России. 120 лет назад, 7 ноября 1896 года, именно здесь состоялся первый публичный киносеанс в Екатеринбурге. За более чем вековую историю, кинотеатр сменил несколько названий, пережил две реконструкции, не утратив при этом своей самобытности. Холл кинотеатра, как и сто лет назад, оформлен в стиле модерн, в полном соответствии с канонами первого городского театра. Современный «Колизей» – это кинотеатр-музей, неотъемлемая часть истории Екатеринбурга. Сегодня кинотеатр оборудован самым современным цифровым оборудованием и по качеству кинопоказа ничем не уступает лучшим залам города. К услугам зрителей два кинозала: Большой (241 место) и Малый (50 мест).

Телефон: +7 343 371-56-60

Электронная почта: Info@kino-kolizey.ru

Сайт: kino-kolizey.ru

Адрес: Екатеринбург, Ленина, 43

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Афиша


вверх