«Вурдалаки» испугались света в кинозале. Алексею Толстому снова не повезло с экранизацией
«Семья вурдалака» в жанре русской готики — объект культа и скрепа. Если говорить в стиле министра Мединского, прикасаться к «святой легенде» дрожащими руками — только все портить. К сожалению, так произошло с фильмом Сергея Гинзбурга.
Действие происходит не в Сербии, а в Бессарабии, находящейся в составе Российской империи. В черноморскую деревушку приезжает императорский флигель-адъютант Андрей Любченский (Константин Крюков) со слугой Парамоном (Роман Мадянов). Андрей зовет в столицу священника Лавра. Герой Михаила Пореченкова ехать отказывается и угрюмо строгает осиновые колья — ждет атаку нечисти на нагорный храм.
Осматривая достопримечательности, Андрей подглядывает за купающейся сельчанкой Миленой (Аглая Шиловская). Как тут не влюбиться, не зря же в фильм 12+ вставили сцену с обнаженкой! А в это время у вампирского барона свои планы на протагонистку, точнее, на ее кровь.
Как и положено, мы знакомимся с семьей молдаванки. Все в сборе: Георгий с сыном, отцом Горчей и женой Зденкой (так у Толстого звали главную героиню). Горча, конечно, будет гоняться за мрачным турком (звезда хоррора Игорь Хрипунов) и бароном-вурдалаком. Добром это не кончится.
Рассказ Алексея Толстого давно на экранах. Успешной была новелла в альманахе «Три лика страха» (1963) пионера хоррор-поджанра «джалло» Марио Бава. Затем — итальянская «Ночь дьявола» (1972), перенесенная в 70-е и насыщенная обнаженкой, и испанская «Семья вурдалака». В России все плохо. «Семья вурдалаков» (1990) Геннадия Климова про советскую деревню интересна любителям чернухи, но постановочно слаба. Картина «Папа, умер Дед Мороз» Евгения Юфита слишком авангардная, чтобы быть экранизацией. «Вурдалаки» любопытны на уровне сценария, как попытка пересказать историю Толстого, но в целом фильм слабый, на грани с браком.
Дефекты пугают круче вурдалаков. Днем — крымское солнце (снимали на полуострове) и все довольно мило, но ближе к ночи изображение раскладывается на градиенты. Небо с луной похоже на мишень, лица то белые, то красные, то в цветных пятнах. Не кино, а хилый файл из интернета. Зачем снимать про вампиров, если камера не тянет и с освещением проблемы?
Спецэффекты бедные. Массовки куцые, в кадрах не хватает деталей, костюмы неношенные, «без истории». Атмосфера XIX века не вытягивается. Бедная селянка Милена выглядит, как модница, готовая с коня прыгнуть в «Мерседес», поп Поречинкова наверняка хранит в подвале пулемет с Донбасса. Вампиры в жилетках из кожзама — как аниматоры в гей-клубе. Диалоги буксуют, спасает только Парамон с шутками.
Кадр из фильма «Вурдалаки»
В США b-movie — дешевый продукт не для театрального показа. У нас четкого понятия класса «Б» нет, зато есть такие фильмы, и «Вурдалаки» — один из них, хоть и пыжился с дорогой рекламой в кинотеатрах. Режиссер Сергей Гинзбург после «Любовь-морковь 3» в основном занимался сериалами. Этот кинофильм не далеко ушел от ТВ-качества.
Б-фильмы часто интересны, как куча мусора, в которой киноманы ищут годные «фишки». «Вурдалаки» заслуживают плюсики за отдельные удачи. Радуют пасторальные картинки, пейзажи Крыма с крепостью Чуфут-Кале и другая туристическая привлекательность. Неплоха идея с упырями, штурмующими скалы. Годится атака летучих мышей расшвыривающих по двору овец, голые вампиры удачно отсылают к «джалло», перерождение Милены — адекватная хоррор-сцена, рисовать тут умеют, когда платят. Решение показать резню в деревне правильное, но исполнение хромает (все видели, как мастерски такой геноцид показан в «З0 дней ночи»?).
Русская готика готова к встрече со зрителем. Вышел классный хоррор «Невеста», Лунгин снял «Даму пик», были «Ведьма» и «Вий». Литературную традицию формировали многие — от Пушкина до Брюсова. В советском кино на темную сторону классики почти не смотрели, в 90-е «жанровое» кино просто сдохло. В нулевых «Ночные дозоры» были исключением, а не трендом. Но сейчас настала пора нагнать мраку. Лучше не в большом фэнтези, денег пока мало, а в мистическом триллере (детективе) и ужасах.
Кадр из фильма «Вурдалаки»
Гинзбурга подвело чувство меры. Усложнил сюжет, наворотил событий, захотел всего и сразу. В итоге в кадре дырявые штаны бюджета и Парамон, трясущий бородой, приклеенной, как на капустнике. За 2,5 миллиона баксов приключенческое фэнтези поставить сложно. Может, и пытаться не стоило? Хоррор по «Семье вурдалака» за эти деньги мог быть крутым. Способны на это продюсеры Гордецкая и Радько? После ужастика «Диггеры», богатого сценарными находками, но снятого на треш-уровне, так не скажешь.
Остается надеяться, что неудача 2016 года не остановит, а разозлит и раззадорит других киношников. В России подрастает поколение хоррор-мейкеров, способных поднять русскую готику на достойный уровень. Следующая «Семья вурдалаков» должна быть не слащавой сказкой, а жуткой жутью. Она обязана стать успешной, чтобы добраться до сиквела! Не зря же Толстой написал вторую часть этой истории — «Встреча через триста лет».
Сайт: www.cinemapark.ru
Адрес: Екатеринбург, Малышева, 5