Тимур Бекмамбетов: «Герой не может падать»

Тимур Бекмамбетов получил от космонавта Леонова урок режиссуры и считает, что его фильм «Время первых» (выходит в прокат 6 апреля) должны посмотреть все.


Тимур Бекмамбетов: «Герой не может падать»

Фото: Александра Игнатюк

— Тимур, что это за фильм и почему его надо смотреть?

— Это фильм о событиях полувековой давности, подробности которых много лет утаивались от народа. 18 марта 1965 года космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. Фильм полностью основан на информации, которую мы получили от Алексея Архиповича. На экранах наших кинотеатров есть много героев и даже супергероев, но дважды Героя мы встречаем впервые (Алексей Леонов — дважды Герой Советского Союза — прим. ред).

Нашей задачей было перенести на экран то, что нам рассказал Леонов, максимально достоверное и зрелищно. Там большое количество компьютерной графики, спецэффектов, которые делали кинематографисты не только из России, но и из Америки, Англии. Главным специалистом по компьютерной графике был наш соотечественник Сергей Невшупов. Он родом из Владивостока, но много лет прожил в Новой Зеландии, работал над «Аватаром», «Властелином колец» и другими знаменитыми фильмами.

Почему надо смотреть? Слоган нашего фильма — «Подними голову». Под этим девизом Алексей Архипович всю жизнь прожил. То есть надо жить мечтой! При всех наших ежедневных проблемах, когда необходимо смотреть под ноги, нам и нашим детям надо смотреть в будущее.

— История легендарного полета Леонова и Беляева — не только космическая, но отчасти и уральская.

— Да, самая главная часть космической эпопеи случилась на Земле — впервые в истории космоса состоялся спуск с орбиты в ручном режиме. Космонавты приземлились в Пермской области, и их потеряли. Съемочная группа выехала на место посадки экипажа «Восхода-2», и мы даже нашли свидетелей экспедиции по поиску космонавтов, нам все рассказали в мельчайших подробностях.

Кадр из фильма «Время первых»

— В последнее время много фильмов о космосе. Вы решили быть в тренде?

— Я не о космосе делал фильм, а об Алексее Архиповиче Леонове. На весь мир он прославился, став первым человеком, вышедшим в открытый космос. Поэтому получилось, что это и про космос.

— Герои фильма оказываются в нештатных ситуациях. Но и вы как продюсер оказались в нештатной ситуации! Сначала режиссером должен был стать ваш земляк Сергей Бодров, но его заменили на Юрия Быкова, а когда значительная часть материала была отснята, его сменил в режиссерском кресле Дмитрий Киселев. Почему это случилось?

— Мы посмотрели материал и поняли, что у нас не получается того фильма, который мы все вместе задумывали. Не было наивности, душевности. Поскольку люди все взрослые и талантливые, мы с Быковым посоветовались и решили, что нужно искать другого режиссера. Нелегкое было решение, но я надеюсь, что мы с Юрием Быковым еще будем снимать много фильмов.

—Материал пришлось переснимать?

— Очень многое пришлось переснимать, был большой перерасход средств.

— Не было у вас желания сказать: «Так, все, сам сниму как режиссер»?

— Нет, ни разу! Дмитрий Киселев — удивительный режиссер, я с ним работаю уже лет двадцать, он вырос рядом со мной, это часть меня. Он понимает, что нужно делать, чтобы получилось, как мы задумали.

— Теперь-то все нештатные ситуации позади, можете вздохнуть с облегчением?

— Если бы! У наших героев последней экстремальной ситуацией было приземление в тайге, а у нас — выход фильма в прокат. Когда я делаю фильм про вампиров, мне очень легко объяснить зрителям, почему они должны пойти в кино: «Там пули летают прикольно, заворачивают за угол!» И все понимают, что это за кино. С «Временем первых» очень трудно что-то объяснить, это непривычное кино, неожиданное. Мы надеемся, что первые зрители скажут своим родным, друзьям, коллегам: «Надо смотреть». Многие фильмы заявляют, что они о самом главном, что они про патриотизм. Бывают очень хорошие, бывают нормальные, бывают спекулятивные. Надеемся, мы сделали хорошее кино.

Долго мы не знали дату начала проката и не могли начать рекламную кампанию. Да еще выяснилось, что вместе с нами выходит американский фильм про автогонщиков. Спасибо министерству культуры, нам пообещали, что прокатчики не уберут наш фильм из проката до майских праздников, и мы надеемся на «сарафанное радио».

Кадр из фильма «Время первых»

— Евгений Миронов на днях сказал, что от общения с Алексеем Леоновым у него такие сильные впечатления, что он хотел бы сделать биографический фильм об этом легендарном человеке — ведь «Время первых» рассказывает только об одном его подвиге.

— Уникальная судьба, удивительная личность. Вся его жизнь состоит из увлекательных историй. Чего стоит хотя бы покушение на Брежнева, когда террорист перепутал машины и обстрелял ту, в которой ехали космонавты, в том числе Леонов! А его эпопея, связанная с американцами — он же участвовал в первом советско-американском космическом полете, он знал фантаста Артура Кларка, астронавтов, и в США Леонова очень хорошо знают. Он и политик, и финансист, и изобретатель. А сейчас Третьяковская галерея берет в постоянную экспозицию одну из его картин!

— Если «Время первых» будет иметь успех у зрителей, вы будете продюсировать фильм об Алексее Архиповиче?

— Теперь у меня нет выбора, я должен сделать все, чтобы такой фильм случился.


Фото: Александра Игнатюк

— Какой процент в фильме выдуманного, и какой — того, что действительно было?

— Для игрового кино — фантастически большой процент настоящего. Выдумано только то, что необходимо для перевода истории на язык кино. Много людей рассказывало свои биографии, но, как правило, для увлекательности приходилось что-то додумывать, а в случае с Леоновым это не нужно. К тому же все это зафиксировано в документах, мы совершенно точно знаем, что он ни в чем не приврал.

Больше скажу — какие-то эффектные события в фильм не вошли. Например, когда космонавты приземлились, спускаемый аппарат застрял между деревьев, люк заклинило, и они, чтобы выйти наружу, применили взрывчатку. Они вылезли, вылили из костюмов жидкость (литра по четыре было — при спуске так пропотели!), а мороз под сорок градусов, снег — по горло… Они содрали внутреннюю обшивку корабля, утеплились этими тряпками, обмотались парашютными стропами и были не такими красивыми, как в нашем фильме. А когда их экипировали перед полетом, Леонов удивился, зачем им пистолеты (в кого в космосе стрелять?). Но в тайге все стало ясно — на них напали волки, и пришлось отстреливаться. Казалось бы, очень киношная сцена, но я подумал: это будет уже комедия, никто не поверит, и этого в фильме нет. А в жизни — было!

Тимур Бекмамбетов Фото: Александра Игнатюк

—А были какие-то моменты, о которых вам консультанты из Роскосмоса сказали: «Об этом не надо»?

— Была ситуация, когда так сказал сам Леонов. Это самый главный урок, который я вынес из этого трехлетнего проекта, и Дима Киселев, надеюсь, будет о нем помнить до конца жизни. В фильме есть сцена, когда Королев пытается убедить Брежнева, что нужно беречь людей, а Брежнев отвечает, что любой ценой нужно опередить американцев в космической гонке. Королев понимает, что придется рисковать жизнями молодых ребят, которых он должен отправить в космос на недостаточно надежном корабле. Ему становится плохо с сердцем. И у нас была замечательная красивая сцена во Дворце Съездов, снятая оператором Баштой: Королев падает на мраморный пол. Владимир Ильин невероятно сыграл эту сцену, мы считали, что это — точно «Оскар»! Но, посмотрев фильм, Алексей Архипович сказал: «У меня только одно замечание — надо вырезать кадр, где Королев падает». Мы в ужасе стали его убеждать, что эта сцена необходима, но он был непреклонен: «Королев упасть не может». Так Леонов открыл мне кинематографический секрет: «Герой не может падать». Он может падать, только когда он трагически гибнет. Представьте: Том Круз в фильме «Миссия: невыполнима» почувствовал, что у него плохо с сердцем, сел, принял таблетку. Это непредставимо, он тогда перестанет быть героем! Есть правда жизни и есть правда кинематографическая — они различаются.

— Когда Леонов выходил в открытый космос, ему было 30 лет, сыгравшему его Евгению Миронову — 50. Никого такая разница в возрасте не смущала?

— Во-первых, широкий зритель не знает, сколько лет было Леонову на тот момент. Во-вторых, Миронов хорошо сохранился, в душе ему 22. И потом, у нас прекрасные гримеры, они постарались создать портретное сходство, и если вы посмотрите хронику, то убедитесь: Миронов очень похож на тогдашнего Леонова, а Хабенский — на Павла Беляева.

— Кому же адресован фильм?

— Всей семье. Мы надеемся, что дети поведут своих родителей, потому что захотят подарить им воспоминания об их молодости, а родители поведут детей, потому что это хорошая возможность поговорить о самом главном. Родителям всегда трудно найти правильные слова для таких разговоров. Чем быть занудой, лучше просто сходить с ребенком на «Время первых».

Фото: Александра Игнатюк

Показ фильма «Время первых» прошел в СИНЕМА ПАРК Starlight за пять дней до официальной премьеры в России. Продюсер картины Тимур Бекмамбетов лично представил фильм в Екатеринбурге. Билеты уже в продаже

Читайте также в разделе Афиша


вверх