Авторское кино. 10 фильмов, которое обязательно нужно посмотреть

4 мая 2017, 06:55

Майские праздники — отличный повод посмотреть хорошее кино в домашней обстановке. Не будем напоминать вам называния блокбастеров и хитов проката, которые и так на слуху. Остановимся на авторском кино последних полутора лет, которое можно выбрать легально в российских онлайн-кинотеатрах. Предлагаем оценить подборку из десяти картин, каждая из которых по-своему уникальна и дает поводы для размышлений и дискуссий с друзьями.


Авторское кино. 10 фильмов, которое обязательно нужно посмотреть

Кадр из фильма «Неоновый демон»

«По млечному пути»

Было бы странно пропустить возвращение Эмира Кустурицы, десять лет не снимавшего полнометражки. К тому же, фильм успел скандально прославиться: его не взяли в Канны из-за «политизированности».

История любви сербского молочника Косты (играет сам Кустурица) и безымянной Невесты (Моника Беллуччи) разворачивается во время Боснийской войны. Такое уже было в «Андеграунде» (гран-при Канн в 1995 году), но на этот раз режиссер идет на конфликт, заявляя, что главные беды в войне — от третьей силы. Она представлена боевиками, нанятыми бывшим генералом британских миротворцев, ведущими себя подобно американцам в деревнях Вьетнама.

Гуси, собаки, птицы, змеи… Кустурица еще сильней раскачал таланты «дрессировщика» и освоил новые технологии, в кадре не только колоритная национальная суета, но и панорамы с квадракоптеров, компьютерная графика. Безумный, дерзкий, смешной и лиричный фильм. Красивое продолжение новеллы из коллективной картины «Разговоры с богами» (2014 год).

Кадр из фильма «По млечному пути»

«Тряпичный союз»

Минувший год был удачным для Михаила Местецкого. Наибольший ажиотаж вызвал фильм по его сценарию «Хороший мальчик». Не меньшего внимания заслуживает режиссерская работа «Тряпичный союз» — история юных нонконформистов, устроивших штаб на даче и мечтающих изменить безумный мир, прямо как в главной песне саундтрека «12 обезьян» («Ляпис Трубецкой»).

Один близок к идее «Не бухай, тренируйся», другой к политическому акционизму в стиле группы «Война», третий вынашивает опасные бунтарские мысли, за воплощение которых надолго сажают, четвертый пытается выстроить общую идеологию Союза. В итоге получается романтическое молодежное кино про дружбу, дурацкие приключения и «последнее лето детства». Умная арт-мейнстримная драма взросления с фирменным юмором от Местецкого — одновременно черноватым, социальным и романтичным.

Фильм участвовал в Берлинском фестивале, четыре молодых актера, в числе которых Иван Янковский и Александр Паль, получили коллективный приз за лучшую мужскую роль на «Кинотавре».

Кадр из фильма «Тряпичный союз»

«Служанка»

Пак Чхан Ук, создатель «Олдбоя» и «Сочувствия госпоже Месть», пять лет назад сделал в США эротический триллер «Порочные игры» с Николь Кидман и Мией Васиковской.  После впечатляющего, но провального по кассе эксперимента он вернулся в Южную Корею и снял «Служанку», еще один фильм с сексом и кровавыми интригами. Это правильно. Европейское и американская авторские эротические драмы давно растратили былую магию, и оживлять их дело неблагодарное. 

Действие происходит в тридцатые годы, в Корее под властью Японии. Опытный жулик, прикидывающийся талантливым художником, пытается заключить брак с молодой японкой, чтобы прибрать к рукам ее состояние. В этом деле ему помогает племянница Сук-хи, которая нанимается к будущей жертве служанкой…

Отношения героев запутываются. Настоящая любовь противостоит садомазохистским культам (саркастически обыгрываются порочные отношения Японии и аннексированной Кореи), феминистские настроения вступают в конфликт с патриархальным мракобесием. Конечно, будет кровь и расчлененка, иначе тут не бывает. Все это иронично и тонко, как умеет только Пак Чхан Ук. Одна из лучших работ мастера. Не пропустите.

Кадр из фильма «Служанка»

«Зоология»

Фильм Ивана Твердловского в 2016 году объехал так много фестивалей, от Сочи до Торонто, что все не перечислишь. Получил он и прокат в Европе. В «Зоологии» один из самых молодых культовых российских авторов продолжает тему противостояния социума и «инаковости», поднятую в картине «Класс коррекции».

В маленьком приморском городке происходит кафкианско-линчевская история: у скромной и забитой служащей зоопарка Натальи Медведевой вырастает огромный хвост. Под влиянием атавизма немолодая уже героиня после страха, стыда и различных фрустраций получает новые жизненные силы, впервые осознает себя как полноценную и свободную личность.

По городу в это время ползут слухи о женщине-демоне с тремя хвостами, отнимающими жизнь, душу и память… Дело не доходит до травли. Режиссер показывает более интересную стадию конфликта — социум пока слишком растерян и напуган, чтобы нападать… Шокирующий открытый финал можно понимать как трагедию, или наоборот — пробуждение новой силы… «Зоология» — очень камерная и очень сильная работа, о которой можно спорить часами.

Кадр из фильма «Зоология» 

«Неоновый демон»

Николас Виндинг Рефн был замечен в Каннах еще в 2013 году с фильмом «Только Бог простит». Через три года он вернулся на фестиваль с картиной, которая стала одним из самых ярких за год экспериментом с арт-хаусом, да еще и с авторским хоррором.

Провинциальная «золушка» Джесси пробует себя в фэшн-индустрии. На пути к успеху она познает тайную каннибалистическую сущность гламурного мира. Кровавая драма притча балансирует на грани с социальной сатирой и сюрреалистической притчей о жертвах на пути к красоте и высокому искусству.

Николас Виндинг Рефн мастерски фрустрирует и запутывает зрителей и критиков, избегая прямых оценок, неожиданно создавая атмосферу одухотворенности там, где, казалось бы, должны царить только ужас и отвращение. Как относиться к его работе, решать каждому зрителю самостоятельно. Критика и стандартные гуманистические установки тут бессильны. Даже на показе в Каннах зал разделился на восторженных и фыркающих… Перед нами одна из самых провокационных работ датского кинематографа, «подарившего» нам Ларса Фон Триера и других бесцеремонных авторов.

Кадр из фильма «Неоновый демон»

«Тони Эрдманн»

Лучший фильм 2016 года, по версии Европейской киноакадемии и номинант на «Оскар». Германский режиссер Марен Ада в 2009 году была отмечена Серебряным медведем — гран-при жюри на Берлинском фестивале с мелодрамой «Страсть не знает преград». «Тони Эрдманн» вновь исследует семейные отношения. Это довольно занудная и навязчиво морализаторская история с изрядной долей не всегда удачной сатиры, но ее высокий фестивальный статус говорит о том, что посмотреть стоит. 

Бывший музыкальный педагог, эксцентричный Винфред давно не видел свою дочь, работающую топ-менеджером в крупной корпорации. Для налаживания семейных связей он выбирает оригинальный путь: притворяется бизнесменом Тони Эрдманном. Папаша устраивает комичные провокации, пытаясь изменить взгляды дочери на жизнь…

«Тони Эрдманн» интересен не только и не столько межличностным конфликтом. Снятая еще до «брексита» картина дает интересный ракурс на современные проблемы Европы и Германии, избавившейся от фрустраций, связанных с войной, и сегдня ставшей центром «мягкой силы».

Кадр из фильма «Тони Эрдманн»

«Ведьма»

Роберт Эггерс молодой автор, и пока трудно сказать, куда его занесет. Скорей всего, в хоррор, возможно «авторский». Первый фильм, страшная сказка Новой Англии, получился именно таким. Стартовав в Санденсе, низкобюджетная работа стала хитом и получила триумфальный рейтинг критиков — 91%. «Это настоящее кино — полное страсти, одновременно интеллектуальное и чувственное», — заявил Стивен Кинг. 

Действие происходит в 1630 году. Пуританская община изгоняет семью Уильяма и беременной Катерины с четырьмя детьми (за нарушение законов церкви и тщеславие) в дикие земли на краю дремучего леса… Под диалоги, которые скопированы с рукописей и сами по себе вызывают дрожь, начинаются сводящие с ума события.

Поверить в «кошмар пуритан», для которых ведьмы были не сказкой, а частью картины мира, или всему виной зараженная спорыньей пшеница и религиозная паранойя? Мистический это хоррор или больше драма полового взросления юной Томазины в условиях убивающего мракобесия?

Кадр из фильма «Ведьма»

«Лобстер»

Уже фильм «Клык» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса, в 2011 году номинировавшийся на «Оскар», обладал качествами жуткой антиутопии. Пожилая семья держала взаперти детей, пока у них не выпадет первый клык. Потом были «Альпы» (приз за сценарий в Венеции), в которых члены специальной группы заменяли собой умерших в общении со скорбящими родственниками.

В фильме «Лобстер» (приз жюри в Каннах, номинация на «Оскар» в 2017 году) социальное устройство воображаемого Лантимосом мира поднимается на новую ступеньку безумия. В недалеком будущем одиноких людей под конвоем отправляют в специальный отель, где они за полтора месяца должны найти себе пару. Иначе их превратят в животное и выпустят в лес…

Мы попадаем в радикально, сюрреалистически нездоровый мир, самое страшное в котором — даже не тоталитарные порядки, а легкость и покорность, с которыми эти порядки принимаются. Не менее шокирует и позиция бунтарей против системы, «упоротых» до совершенно иной крайности. Редкий случай, когда антиутопия посвящена не конфликту свободы и несвободы, а проблеме неспособности видеть здоровую середину. Очень полезное кино.

Кадр из фильма «Лобстер»

«Рай»

Новый фильм Андрея Кончаловского многие российские критики снисходительно отметили в качестве «первого отечественного фильма про Холокост», якобы раньше таких картин в стране просто не было. Это, конечно, неправда. А как же отличная лента «Дамский портной» или совместный с Белорусью фильм Астрахана «Из ада в ад»? 

Исключительность «Рая» только в том, что он показывает геноцид евреев чисто на европейском материале, без связи с СССР. Разве что героиня Юлии Высоцкой — наша землячка, давно уехавшая в из страны. Картина, получившая «Серебряного льва» в Венеции выведена на уровень жестокой притчи о гуманистическом выборе в условиях, когда любая возможность выбирать смертельно опасна.

Главный художественный прием мастера — не черно-белое изображение без всяких красных акцентов, как в «Списке Шиндлера», а сцены допроса ключевых участников драмы неизвестным дознавателем, смонтированные параллельно с основным действием. Вспоминая про войну, аресты и ужасы концлагеря, нацисты, их жертвы и вынужденные коллаборационисты ведут себя как на исповеди, откровенно рассказывая о своих страхах, мечтах, о компромиссе с врагом ради выживания и чувствах, подтолкнувших к подвигу. 

Кадр из фильма «Рай»

«Коммивояжер»

Иранец Асгар Фархади, любимец топ-фестивалей недавно получил «Оскар» за «Развод Надера и Симин». В 2017 году ему вновь выдали кинопремию — за «Коммивояжера». Новая работа оказалась во многом самоповторной, но для автора сделали исключение. Кино того стоит.

Молодожены Эмад и Рана — благополучная семья с «креативными» профессиями и вечерним хобби — репетицией спектакля по «Смерти коммивояжера» Артура Миллера. После слегка хичкоковской сцены в ванной и небольшого кровопускания начинаются проблемы, ведущие к столкновению с другой, более пролетарской ячейкой общества… Фархади в своем стиле. Вновь создает наполненный саспенсом «ложный детектив» в лучших традициях Антониони («Фотоувеличение», «Пассажир») и Ханеке («Скрытое»), который по факту является экзистенциальной драмой маленького иранского человека.

«Семейный» реализм автора силен бытовым колоритом, фактурностью портретов жителей, деликатным показом конфликта, в котором стандарты современной городской жизни сталкиваются с патриархальными ценностями и религиозным догматизмом. Главное внимание уделяется положению женщины в обществе. Это не только принципиальная позиция Фархади, но и других ведущих кинематографистов Ирана. «Коммивояжер» по многим позициям можно считать лучшим авторским фильмом прошлого года. 

Кадр из фильма «Коммивояжер» 

 

Самое популярное

Читайте также в разделе Афиша


вверх