Код Русалки: как смотреть знаменитую оперу Дворжака

18 мая 2017, 12:46

В Екатеринбургском театре оперы и балета — большая премьера. Во второй раз за всю историю театра поставили лирическую сказку Антонина Дворжака. «Русалка» — полна контрастов: любовь и предательство, волшебный и реальный миры, жизнь и смерть, измена и прощение. Режиссер —постановщик Томаш Пилар и художник по костюмам Ивана Миклошкова рассказали «Моментам» из чего состоит «Русалка» в Екатеринбурге.


Код Русалки: как смотреть знаменитую оперу Дворжака

Русалка, дочь Водяного, влюбляется в Принца. Колдунья — Ежибаба (Баба-Яга) помогает ей. Русалка получает человеческую душу, но становится немой. Принц увозит ее в свой замок, но вскоре влюбляется в Чужеземную Княжну. Русалка подавлена изменой Принца и возвращается в болото. Теперь она — блуждающий болотный огонек.  Когда Принц понимает, что потерял настоящую любовь, он находит Русалку.  Любое ее прикосновение смертельно для него.  Но он не хочет жить без нее. Они целуются, и он умирает.

Фото: Александр Мамаев

Опера
Дворжак написал оперу за полгода. Первые наброски появились  в конце апреля 1900 года, а к концу ноября он закончил работу.  Премьера состоялась 31 марта 1901 года на сцене Национального театра в Праге.

Чешский язык
Артисты исполняют все партии на чешском языке.  В нем много согласных и очень мало гласных. Для работы с  екатеринбургскими артистами театр приглашал из Чехии педагога по вокалу.

Музыка
Музыка Дворжака звучит мистически, завораживающе, она очень плотная, тягучая. Дирижёр-постановщик «Русалки»  в Екатеринбурге Оливер фон Дохнанью  считает, что это одна из самых красивых опер мира.

Балет 
В постановке несколько развернутых балетных сцен.

Два мира
В опере два королевства: волшебное (мир природы) и реальное (мир человека). Они контрастны. В мире природы все пронизано корнями — символ единства, глубины, мироздания.  Здесь множество веток, перьев. Костюмы героев — белые, серые, голубые. Они украшены жемчугом, фрагментами крыльев стрекоз и мотыльков, чешуей. Движения плавные, спокойные. В этом мире нет суеты. 

В мире человека — все наоборот. Движения героев резкие, быстрые. Цвета насыщенные и яркие. В декоре использованы рога — они на стенах, на столе, ими украшены бокалы. Они символизируют подчинение природы человеку. Так, например,  у Принца в замке стоят рогатые стулья — символ его азарта. Сам замок выполнен в традициях чешской архитектуры.

Фото: Александр Мамаев


Три акта

Первый акт происходит под водой, в волшебном мире природы.

Второй акт — над водой, в реальном мире людей.

Третий акт — на водной глади. Здесь объединены волшебный и реальный миры.

 

  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Ольга Карелюк

Русалка

скромная, романтичная, тихая

В водном мире Русалка легкая, воздушная, ее наряд словно соткан из крылышек стрекоз, а украшения, как будто из лунного света.

В человеческом мире  Русалка подавлена. Она не принадлежит ему.  Она в бежевом платье (цвет человеческой кожи), но платье с неудобным, крепко затянутым корсетом — Русалка словно заключена в клетку, тюрьму.  Она чувствует себя неуютно в человеческом теле.

Это бежевое платье, в котором Русалка появляется во втором акте, неудобное. В нем тяжело передвигаться, сложно двигаться. Ивана Миклошкова специально сделала его таким, чтобы артистам легче было понять состояние Русалки в человеческом теле — она в нем, как в тюрьме. Фото: Ольга Карелюк

Принц

азартен, энергичен и самоуверен.

В первом акте, когда он встречает Русалку, на нем ярко-зеленый жакет, украшенный ветками. Этот образ символизирует его влюбленность в Русалку — и зеленый цвет, и ветки близки водному миру, но ветки эти не такие, как в волшебном королевстве — они грубые и напоминают рога, а зеленый — слишком насыщен и больше похож на цвет свежей листвы и травы. Принц и Русалка влюблены в друг в друга, но все же принадлежат разным мирам, они полны надежд, несмотря на то, что их союз — опасен для обоих.

Во втором акте в костюме Принца, как и в образах других персонажей, использовано много красного — цвета энергии и крови. Он предал свою возлюбленную и для всех это обернется трагедией.  

Фото: Александр Мамаев

Чужеземная Княжна

Уверенная в себе, соблазнительная, яркая. Она полная противоположность Русалки. У нее черное обтягивающее платье, структурированная прическа, агрессивные, острые украшения. Изначально, Ивана Миклошкова хотела добавить в ее костюм желтый цвет, чтобы Княжна напоминала осу — символ опасности.

Фото: Ольга Карелюк

Водяной

Он — главный в волшебном королевстве. И образ его полностью повторяет декорации этого мира — много белого цвета, веток, ракушек, чешуи, серебристого и серого. 

Фото: Александр Мамаев

Ежибаба

Обычно Бабу-Ягу изображают некрасивой, горбатой старухой в лохмотьях. Но здесь она другая — элегантная, статная и, конечно, опасная. Цилиндр, ядовито-голубые перчатки, черное, атласное платье, похожее на розовое платье  Ирен Адлер из «Шерлока Холмса» Гая Риччи.  Кстати, именно этот образ Ирен  вдохновил Ивану Миклошкову. И не случайно.  Ежибаба здесь — нейтральна.  Она — не зло в чистом виде, но и не добро. Она не несет ответственности за решения Русалки и Принца.

Фото: Александр Мамаев

Блуждающие души

В третьем акте Русалка становится болотным огоньком — блуждающей душой, которая заманивает людей в болото. Изначально костюмер хотела использовать черную ткань для их костюмов, но потом выбрала светлую тюль. В каждом костюме — 11 гирлянд. Их расположили в форме круга в районе солнечного сплетения — во многих религиях, считается, что душа находится именно та.

Фото: Ольга Карелюк

Измена

В сцене, где Принц бросает Русалку ради Княжны у героев два бокала с вином. Вначале Принц предлагает бокал Русалке, но она отказывается — она не может пить вино, она может пить лишь воду. Тогда Принц отдает бокал Княжне. Вместе они выпивают вино. Это символ измены. Ради чувственного наслаждения  он предает любовь.

Танец конфет

Сцена приготовление к балу — разбавляет трагизм «Русалки». Даже музыка здесь на удивление радостная. И костюмы словно из оперетты — жизнерадостные и забавные. Художник по костюмам Ивана Миклошкова выбрала для сцены не тяжелые образы — мясо или овощи, а легкие и игривые — конфеты и кондитерские изделия. Костюмы сделаны так, чтобы изменить пластику персонажей и сделать сцену более комичной.

Фото: Александр Мамаев

Время

Действие происходит в 1901 году —  так режиссёра-постановщик отсылает  к премьере «Русалки»  в Праге.

 

Постер премьеры Русалки в Праге, 31 марта, 1901 года

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Команда
Дирижер-постановщик — Оливер фон Дохнаньи

Режиссер-постановщик — Томаш Пилар

Художник-постановщик — Павел Кодеда

Художник по костюмам — Ивана Миклошкова

Художник по свету — Даниэль Тесар

Хормейстер-постановщик — Анжелика Грозина

Хореограф-постановщик — Вячеслав Самодуров

Ближайшие спектакли
19 мая 2017 (пт) в 18:30

20 мая 2017 (сб) в 18:00

21 мая 2017 (вс) в 18:00

30 мая 2017 (вт) в 18:30

31 мая 2017 (ср) в 18:30

13 июня 2017 (вт) в 18:30

14 июня 2017 (ср) в 18:30

Самое популярное

Читайте также в разделе Афиша


вверх