«Это беспрецедентно». Премьеры года, новые постановки и международные фестивали. На что покупать билеты в новом театральном сезоне Екатеринбурга

1 сентября 2017, 08:42
«Это беспрецедентно». Премьеры года, новые постановки и международные фестивали. На что покупать билеты в новом театральном сезоне Екатеринбурга

Екатеринбургские театры готовятся к новому сезону, который стартует с первого сентября. Горожан ждет череда международных фестивалей и громких премьер. Какие события нельзя пропустить, рассказала читателям «Моментов» авторитетный музыкальный и театральный критик Лариса Барыкина.

 

Филармония: три безумных дня

1 сентября открываются сезоны в театрах, и сразу же начинается La Folle Journee. Это французский фестиваль-франшиза, который придумал Рене Мартен на концерте U2. На стадионе, где 35 тысяч человек в неистовстве приветствовали своих кумиров, он решил: «Почему бы и классической музыке не собирать столько же?». Придуманный им фестиваль начинается зимой в Нанте, а потом путешествует по разным странам. В Нанте за пять дней его посещают до 150 тысяч зрителей. Мартена постоянно спрашивали, доедет ли La Folle Journee до России. Наконец, фестиваль доехал и проходит в Екатеринбурге. Мартен выбрал именно наш город, а не Москву или Санкт-Петербург, потому что в Нант очень часто ездил Уральский филармонический оркестр, а Рене большой его поклонник.  

La Folle Journee переводится «Безумный день» по названию комедии Бомарше, которая следует правилу французского классицизма — единству времени, действия и места. Все события фестиваля собраны в залах, находящихся друг от друга в шаговой доступности и проводятся в сумасшедшем темпе. В Екатеринбурге за три дня пройдет сто коротких концертов исполнителей экстра-класса из разных стран.  

А в октябре в филармонии начнется еще один фестиваль — «Евразия». Он совсем другой: предлагает нам взглянуть на музыкальный диалог культур и континентов, на традиционную антитезу и в то же время взаимосвязь Востока и Запада. В программе классика и этника, обязательно есть новая музыка, специально заказанная современным композиторам. Филармония ждет в гости музыкантов из Китая, Сирии, Франции, Польши, Германии и Италии.

Фото: Владимир Жабриков

ТЮЗ: реальный театр

Сразу после «Безумных дней» в ТЮЗе начнется «Реальный театр». Этот фестиваль — многолетнее ноу-хау театра. Я очень люблю все, что делает Олег Лоевский (директор «Реального театра» — прим.), и считаю, что именно он приучил екатеринбургскую публику к спектаклям серьезного, а не поверхностно-антрепризного уровня. Сделать нескучный фестиваль без привлечения российских звезд или западных спектаклей — смелая идея и она ему удалась. Думаю, что нынешний — 14 по счету — фестиваль принесет много интересного.

Что касается творческого тонуса самого ТЮЗа, мне кажется, он должен получить серьезное оживление. Скажем честно, у него были лучшие времена, когда спектакли засвечивались на международных фестивалях, получали «Золотые маски». ТЮЗ — очень мощный театр и с точки зрения условий — недавно получил отреставрированное здание, и в нем сильная труппа с известными актерами. Все слагаемые есть — нужен результат, нужен спектакль-событие. Ждать ли его от нынешнего главного режиссера Ильи Ротенберга, мне трудно судить. Он очень молодой человек и мне кажется, что собственные спектакли занимают его больше, чем обще-театральная стратегия. В театре должно что-то произойти, что он вновь стал тем екатеринбургским ТЮЗом, который знают в России. 

Фото: Александр Мамаев

Театр оперы и балета 

Опера: сказка Моцарта и скандальный роман Казандзакиса

Оперный театр включается в сентябрьскую гонку. Заканчивается «Реальный театр» и наступает время премьерных показов «Волшебной флейты» в Театре оперы и балета (14-17 сентября). Объявлено, что визуальное решение спектакля будет сделано в стиле стимпанк: викторианская Англия, культ механики и машин и конструкций. Как это будет сочетаться с философской сказкой Моцарта? Посмотрим.

Главной премьерой этого сезона назначена опера «Греческие пассионы» по роману Никоса Казандзакиса, которая никогда не ставилась в российских театрах. Это сочинение чешского классика Богуслава Мартину о том, как в одном маленьком греческом селе собираются все жители, чтобы разыграть христианскую мистерию — историю Христа, которого в итоге распинают. Когда они ее разыгрывают, главный герой, пастух, гибнет как Иисус Христос, хотя он лучше и чище всех остальных. Спектакль ставит Тадэуш Штрасбергер, который уже делал в Оперном театре «Сатьяграху» и «Пассажирку». Для консультаций театр пригласил представителя Екатеринбургской епархии. Думаю, это сделано, чтобы Штрасбергера, не связанного с православной культурой, ввести в курс дела. Премьера ожидается с большим интересом, потому что романы Казандзакиса обладают опасным свойством — они всегда написаны на христианскую тематику с переключением в современность. Например, фильм Мартина Скорсезе по его роману («Последнее искушение Христа») был кое-где запрещен. Но в «Греческих пассионах» не должно быть ничего провокационного, хотя учитывая, какое ныне огромное количество оскорбляющихся по разному и невероятному поводу, делать какие-либо предположения очень сложно. 

Фото: Дарья Попова

Балет: 2 премьеры, посвященные Петипа

В следующем году отмечается двухсотлетие хореографа Мариуса Петипа. Француз, навсегда переехавший в Россию, в сущности, является главным создателем того, что во всем мире именуют «русским классическим балетом». Наш театр, по-моему, решил переплюнуть всех — все три балетные премьеры посвящены Петипа.

Первая из них — «Пахита». Это трехактная постановка с типичным балетным сюжетом, который нередко заканчивается свадьбой и танцами. Эту концовку зрители и знали под названием «Пахита». Старинный спектакль в полном объеме должен был и уже начал восстанавливать известный хореограф из Петербурга Сергей Вихарев. К сожалению, он погиб в начале лета. Театр не отказался от премьеры — завершит постановку художественный руководитель балетной труппы Вячеслав Самодуров.

Закончится сезон «Приказом короля» в постановке Вячеслава Самодурова. Известно, что это будет оммаж Петипа, что заказана новая музыка, а вот остальные подробности пока покрыты тайной. 

Мата Хари — любовь. Презентация пьесы. Фото: Елена Гецевич/Коляда Театр

«Коляда-театр»: всегда беспрецедентный

Все, что делает Николай Коляда, очень интересно, и мы всегда ждем его премьер. Они могут быть более или менее удачными, но в его театре всегда можно получить настоящее потрясение от искренности и правды. Его актеры не просто «работают», они вкладываются по полной. Честно сказать, не знаю, откуда у них берутся силы. Актеры очень востребованы в кино (Федорченко, Лозница), потому что они не приглаженные, не гламурные. Что ни актер, то типаж, характер, судьба и какая-то российская суть и мощь.

Насколько я знаю, на двух сценах в его театре играется 75 спектаклей в месяц. Это фантастическая цифра. То, в каких условиях работает Коляда, сколько он выпускает спектаклей в год и вообще то, что он делает — это беспрецедентно. Его театр частный, у нас в стране их минимум — он живет на то, что сам зарабатывает. Во всем мире театр существует на дотациях, а Коля Коляда показывает, что может существовать сам по себе.

Мне интересно, что будет со спектаклем «Мата Хари — любовь», потому что недавно все смотрели о ней серийный фильм с острым сюжетом. Сейчас он репетирует «Змею золотую» — спектакль по своей пьесе. При всем фантастическом темпе его работы, он совсем не тот режиссер, который как на конвейере печет похожие друг на друга блины. Репетируя еще один премьерный спектакль «Горе от ума», Коляда взял паузу. Он очень требователен к себе. Эстетика его театра такова, что кому-то она невероятно по душе, а кто-то воротит нос, потому что привык к другому. Мы же знаем, как он приезжает в Москву и что там устраивает раз в году: люди приходят с сердечками, пишут записки, несут банки с вареньем, провожают со слезами на глазах. Это невероятное проявление любви ему необходимо как воздух. Конечно, есть мои коллеги-критики, которые не принимают Коляду совсем. Удивляться этому не стоит: любое большое явление всегда вызывает такой раздрай. 

Фото: Международный фестиваль «НА ГРАНИ»

Театр музыкальной комедии: Орфей и кордоны милиции

Большинство артистов готовится к огромному гастрольному туру в Сочи. Он начнется в 10 числах сентября и продлится почти месяц. Театр повезет много спектаклей, которые будет играть в Зимнем театре. Большие, затратные гастроли. Надо восхититься энергией директора этого театра Михаила Сафронова, который устраивает своей труппе выезды, где артисты могут не только поработать, но и получить порцию моря и солнца. Хотя в прошлом году они все лето ездили по области, поэтому долг перед нашим краем у театра выполнен.

В конце ноября-начале декабря в театре пройдет фестиваль современного  танца «На грани», а в середине декабря состоится премьера популярнейшей в свое время зонг-оперы Александра Журбина «Орфей и Эвридика». Я была свидетелем, когда на эту музыку поставили балет в Перми. Люди прорывались на него сквозь кордоны милиции. Попасть было невозможно — молодежь сметала все. Это был 77-й год. Прошло сорок лет, и Кирилл Стрежнев взялся за сочинение, о котором в последние годы никто не вспоминал. Что получится в итоге — интригует.

Макет к спектаклю «Дни Турбиных»

Театр драмы

Свердловская Драма до середины августа находилась на гастролях в южных краях, где показывала спектакли в трех городах Северного Кавказа. Свою первую премьеру театр наметил на сентябрь. «Дни Турбиных» в постановке известного питерского актера и режиссера Александра Баргмана ждем с интересом. Как будут соотноситься мотивы булгаковских одноименной пьесы и романа «Белая гвардия», какая проблематика заинтересует постановщика, как разложится пьеса на известных актеров театра — все это пока вопрос. Надо сказать, Булгаков очень популярен в екатеринбургском театральном контексте, мюзикл «Белая гвардия» идет в Музкомедии, пьеса — в театре «Волхонка», а в самой драме одна из самых заметных премьер последнего времени «Зойкина квартира». Следующей премьерой станет «Способный ученик» по пьесе Ирины Васьковской, на сюжет Стивена Кинга. Спектакль ставит Дмитрий Зимин, зарекомендовавший себя интересом к уральской драматургии. Свой последний спектакль по Набокову «Пассажиры» Зимин тоже делал по пьесе Васьковской.

За последние годы в Драме друг за другом появляются новые названия и работы самых разных, в том числе известных российских режиссеров. Для прорыва, кажется, не хватает совсем чуть-чуть.

Фото: Анна Майорова

Театр кукол

И этот театр не стал изменять общей тенденции и свою первую премьеру покажет в сентябре. Это будет роскошная восточная сказка «Калиф-аист». От автора пьесы (совместно с Е. Лукмановой) и режиссера Евгения Сивко, от художника Юлии Селаври ждем буйства фантазии, необычных кукол, увлекательного действа, ведь все это так присуще екатеринбургскому театру. Особая премьера Театра кукол состоится уже весной следующего года. В качестве автора спектакля приглашен известный художник Виктор Плотников, который осуществит постановку спектакля «Дон Кихот». В свое время Плотников оформлял известнейшее «Снежное шоу» Вячеслава Полунина. Одним из первых в нашей стране он начал работать в формате «театр художника». Он режиссер и одновременно сценограф своих удивительных театральных фантасмагорий. Его спектакли чаще всего без слов, визуальные фантазии и музыка составляют диалог, в котором разворачивается какой-нибудь известный сюжет. В этот раз — о досточтимом испанском идальго. Думаю, это будет захватывающе.

Самое популярное

Читайте также в разделе Афиша


вверх