«Городская площадь — это не чья-то дача». Кто решает, какой памятник нужен Екатеринбургу

«Городская площадь — это не чья-то дача». Кто решает, какой памятник нужен Екатеринбургу

Монумент «Похищение Европы» появится в сквере за оперным театром в следующем году. Памятник, созданный на основе известного мифа, будет встроен в фонтан и, по задумке, станет отсылкой к местоположению Екатеринбурга — на границе Европы и Азии. Ряд общественников уже раскритиковал объект, говоря, что связь мифа с городом весьма сомнительна, а администрация в который раз поддержала установку памятника без обсуждения вопроса с горожанами.

«Это просто очередная „хотелка“, история о том, как с гражданами не обсуждают того, что происходит в Екатеринбурге. Мне кажется, это неправильно. В нормальном обществе решения принимаются, не исходя из вкусов моих или чьих-либо еще, а исходя из каких-то обсуждений, и мне не хватает этого диалога с жителями, — высказывает свою позицию архитектор Полина Иванова. — Мне кажется, это вкусовщина, и можно позволить ее, когда обустраиваете собственный двор, квартиру или дачу, но одна из центральных площадей города не является чьей-либо дачей или квартирой».

История с «Похищением Европы» в очередной раз заставила общественность задуматься о том, кто же решает, какому памятнику быть в Екатеринбурге и по какому принципу выбираются точки притяжения для горожан и туристов.

Гид Дмитрий Черноухов рассказывает, что среди всего многообразия памятников в нашем городе мало тех, к которым туристы идут специально. Их можно пересчитать по пальцам двух рук.

«Идут к Ленину, поскольку многие иностранцы коллекционируют фотографии памятников вождю в разных городах, к Ельцину, так как он находится вблизи Ельцин Центра. Знают „Черный тюльпан“ как туристическую достопримечательность, Татищева и де Геннина — как отцов-основателей города. Могут прийти к памятникам маршалу Жукову и клавиатуре. Последний интересен как стрит-арт объект, — говорит сотрудник екатеринбургского центра гидов Дмитрий Черноухов. — Не думаю, что далекий для многих миф о похищении Европы станет культовым монументом. Но это точно лучше, чем Эйфелева башня, которая стояла за Оперным несколько лет назад».

Эксперт добавляет, что в мировом туризме последние несколько лет четко прослеживается тенденция на создание весьма спорных объектов, и Урал — не исключение. Например, в Кунгуре есть памятник «Пуп земли», хотя вряд ли город всерьез мог бы претендовать на такое звание.

«Наша администрация решила развивать вектор ассоциативного ряда Екатеринбург — это город на границе Европы и Азии. В этом ключе древний миф, как символ некой борьбы за Европу между двумя континентами можно вписать в общую концепцию позиционирования Екатеринбурга», — считает Черноухов.

Однако самой популярной достопримечательностью в городе остается стела Европа-Азия. По словам гидов, она не выглядит притягательно, но заинтересовывает иностранцев самой идеей. Возможно, стоило бы вложиться в благоустройство этого объекта?

Горожане понимают, что вписать в городское пространство можно все, что угодно, и в данном случае критикуют не столько сам монумент, сколько тот факт, что им не дали права голоса. В России отказ от опроса жителей привыкли списывать на сложность проведения процедуры и низкую активность граждан, однако, что мешает привлечь интернет-технологии и устроить голосование на сайте администрации города? Подобная практика в Екатеринбурге применялась не раз.

Дмитрий Черноухов рассказывает, что в Европе перед тем как установить памятник, проводят опросы если не всех жителей города, то хотя бы жильцов ближайших к монументу домов. Так поступали власти венгерского городка, когда ставили памятник коммунистическому лидеру.

«В Екатеринбурге возникали противоречия по поводу установки памятника Ельцину, никто не обсуждал этот вопрос с горожанами, в итоге монумент осквернили. Думаю, решись у нас поставить памятник Сталину, было бы много сторонников и противников идеи, и нужно было бы примирить людей, в таком случае опрос был бы уместен. Но памятник в сквере вряд ли вызовет негативный резонанс, „Похищение Европы“ — не самый культовый и злободневный монумент», — рассуждает эксперт.

Архитектор Евгений Волков говорит, что у этой истории богатый бэкграунд, а выбор в пользу монумента делали уважаемые люди города, поэтому он не видит никакого противоречия в установке скульптуры.

«Кто сказал, что вокруг оперного театра все должно быть на музыкальную тему, а вокруг храмов, в радиусе 500 метров — только елейное. Разные по смыслу вещи вполне могут соседствовать в городском пространстве, из этого складывается городской характер», — считает архитектор.

История монумента «Похищение Европы» берет свое начало в 1991 году. Его создал уральский скульптор Андрей Антонов, а в 2003 году памятник стал частью виртуального проекта «Незнакомый город». Тогда, по словам главного художника Екатеринбурга Дмитрия Фогеля, скульптура гармонично вписалась в фонтан за Оперным театром.

После смерти скульптора его друзья-художники, среди которых Миша Брусиловский, Виталий Волович и Борис Демидов предложили администрации города проект благоустройство фонтана. Стали искать меценатов и собирать деньги на реализацию идеи, которую должен был воплотить скульптор Лев Пузаков. Тогда проект не собрал нужную сумму. Требовалось порядка 10 млн рублей.

«В итоге мастерская Ивана Дубровина за свой счет отлил скульптурную композицию. Я вместе с активными горожанами, в том числе Воловичем, ездил в мастерскую, чтобы посмотреть на результат работы. Скульптура готова и ждет своей установки. Эта история очень долгая и неоднократно обсуждалась, активные горожане и культурный Екатеринбург в курсе», — добавляет Дмитрий Фогель.

Объект планируют установить в рамках проекта «Комфортная городская среда» по итогам второго этапа благоустройства сквера за оперным театром.

При всем уважении к художникам и скульпторам прогрессивные архитекторы Екатеринбурга полагают, что сквер не требует какой-либо идеологической нагрузки. По мнению Эдуарда Кубенского, достаточно просто привести площадь в порядок — поправить плиты, постричь газон, наладить фонтан.

«Мне нравятся работы Антонова, и мне кажется, что в городе есть большое количество мест, которые его скульптуры могли бы украсить. Например, на моей родной Ботанике нет монументов, а я бы с удовольствием на них любовался», — признается Кубенский.

Сквер за Оперным театромСквер за Оперным театром

Еще один вопрос, который волнует современное поколение горожан — откуда эта приверженность Екатеринбурга к классике, ведь мы же развивающийся модный город, который позиционирует себя третьей столицей страны? Архитекторы полагают, что отсутствие современных решений связано с тем, что город пока не может определить идентичность и заполняет брешь понятными уральцам смыслами.

«Чтобы привлечь туристов нужно, во-первых, перестать ставить бронзовые статуи, что возводят тут и там, демонстрируя безвкусицу их создателей и заказчиков, во-вторых, перестать думать о том, как привлечь туристов, в-третьих, оставлять большую часть налогов в регионе, что позволит избавиться от комплекса колониальности и сделать место, где мы живем своим домом. Тогда и туристы придут сами, потому что всегда интересно посмотреть, как живут соседи», — ставит точку в обсуждении Эдуард Кубенский.