«Все деньги ушли на „Иннопром“ и чемпионат мира». Екатеринбург проиграл в пиаре, упустив амбициозный проект

«Все деньги ушли на „Иннопром“ и чемпионат мира». Екатеринбург проиграл в пиаре, упустив амбициозный проект

В Екатеринбурге не нашлось денег на «Уралкинофест» — фестиваль, который заявлялся, как амбициозное событие а-ля Канны. Праздник российского кино на Урале. На его открытие, два года назад, прилетели ведущие звезды российского кино. В прошлом году горожане в рамках фестиваля смогли посмотреть все российские премьеры, включая звездную «Аритмию» Бориса Хлебникова. К третьему году денег на фестиваль областные власти найти не смогли. А между делом, у программного директора «Уралкинофеста» были договоренности как с участниками, так и с жюри — Андрей Звягинцев дал согласие войти в его состав. Как Екатеринбург спустя три дня после чемпионата мира проиграл в пиаре даже Выборгу, рассказывает программный директор фестиваля Валерий Кичин.

— Когда стало ясно, что фестиваля не будет?

— Первый сигнал тревоги поступил в мае. На фестивале в театре музыкальной комедии я встретился с Павлом Крековым, который когда-то был министром культуры, а сейчас вице-губернатор. Он мне сразу сказал, что фестиваля в этом году не будет, так как нет финансирования. Все деньги ушли на чемпионат мира и на «Иннопром». Но тогда мы надеялись, что найдем деньги. Город богатый, миллионеров много.

— Кого вы уже успели пригласить на фестиваль?

— У нас могла бы быть очень сильная программа: почти лауреаты «Кинотавра», могли быть все главные картины годы. Я договорился с Андреем Звягинцевым, и он дал свое принципиальное согласие быть в жюри в этом году.

Валерий Кичин открывает первый «Уралкинофест»Валерий Кичин открывает первый «Уралкинофест»

 — Сколько нужно денег на фестиваль?

— Как я недавно узнал, сумма необходимая для фестиваля сопоставима со стоимостью палаточного городка для паломников на «Царские дни». Для такого города, как Екатеринбург, это — ерунда. Но для нас не нашли денег. Я могу это объяснить незаинтересованностью областных властей в кинофестивале. Когда два года назад я предложил эту идею Крекову, он пришел в восторг. Он сказал, что ломал голову, как отметить год кино (2016-й год был объявлен годом кино в России — прим. ред.),, а тут я с этой идеей. Навалились все, и сделали фестиваль почти за три месяца. Следующий год фестиваль финансировали потому что, как я полагаю, были губернаторские выборы. Они рассматривали фестиваль как хороший пиар-ход. Нас даже попросили передвинуть фестиваль с середины сентября на начало, перед выборами. А в этом году ни выборов, ни года кино, никаких официальных поводов нет, а фестиваль — это одна морока.

— Сколько человек посетило фестиваль в том году?

— В районе пятидесяти тысяч человек. Было показано 130 фильмов.

— В Екатеринбурге есть кинофестивали с многолетней историей: «Кинопроба», фестиваль документальных фильмов. Что город теряет, упустив «Уралкинофест»?

 — Все эти фестивали имеют свою репутацию и делают хорошее дело. Главный массив кинематографа — игровое кино. Люди теряют возможность познакомиться с нашими фильмами, ведь у всех представление, что российского кино нет, а если и есть, то оно очень плохое. Либо «Елки» бесконечные или развлекательные кассовые картины. Этот фестиваль — буквально последняя возможность посмотреть российские картины, поскольку прокат можно считать полностью разрушенным. Это важный момент и для поддержки российского кино, и для возвращения его репутации у зрителя.

— Какие имиджевые потери у города, лишившегося своей «каннской» красной дорожки?

— Город очень сильно теряет в имидже. Дело в том, что фестиваль либо есть, либо нет. Либо он стабильно выходит ежегодно. Он выходит в маленьких городах: Выборг, Вологда, Нижний Новгород вслед за нами запустил фестиваль. Эти города прекрасно понимают, что этот фестиваль значит для города и для его престижа. И они продолжают фестиваль поддерживать. А в Екатеринбурге нет. Например, фестиваль в маленьком Выборге в течение многих десятилетий нарабатывал репутацию. Туда охотно едут первые звезды. Екатеринбург сам по себе привлекательный город, тем не менее, когда фестиваль начинался, никому не было дела. Мне было трудно договариваться с людьми. На второй люди охотнее соглашались. На третий фестиваль я уже никого не уговаривал, на меня сыпались заявки…