На протяжении вот уже двух столетий элита Екатеринбурга не изменяет своим привычкам. Оказывается, между городским светским обществом XIX века и современными его представителями можно найти много общего. «Моменты» узнали, чем баловали себя предки современной элиты. Узнавайте себя.
Любовь к дорогим брендам
Посмотреть на модные тенденции уральская элита XIX века выбиралась в Москву, Петербург, Ригу и Варшаву — в то время это были столицы моды Российской империи.
«Выехать за границу или выписать товар по почте было сложнее, сообщение с Европой было слабо развито, поэтому торговцы старались завозить импортные вещи в Екатеринбург. Тут можно было купить даже белье, скажем, корсеты от французской королевской мануфактуры. Сохранились коробочки с пометкой „Для братьев Агафуровых“, которые присылали эксклюзивно, по специальному заказу. При желании можно было прийти в магазин „У Агафуровых“ и почти все, чем торговали в Европе, тут найти», — рассказывает «Моментам» старший научный сотрудник института истории и археологии УрО РАН Владимир Микитюк.
Тогда же стали появляться и собственные фирмы по производству белья и одежды. Считается, что Генрих Борисович Перетц развил белошвейное искусство в Екатеринбурге, работал как на бедных, так и на богатых. К нему приезжали даже из Харбина, чтобы нанять белошвеек, а порой поступали заказы от царской семьи.
Дизайнерские замашки
В XIX веке среди элиты Екатеринбурга была распространена мода на декорирование своих домов и квартир. Тогда по всей России любили разноцветные комнаты, часто можно было услышать: «пойдемте в зеленую комнату» или «проходите в синюю». Обивали стены тканями разных цветов и подбирали в тон мебель. Любили разводить цветы — разного рода пальмы и фикусы. Высота потолков тогда доходила до 3 метров, поэтому можно было позволить себе держать дома высокие растения.
В 1880-е годы появляется мода на аквариумы. В Екатеринбурге рыбок не разводили, поэтому предприниматель Степан Васильевич Логинов отправился за ними в московские магазины. Удовольствие было не дешевое, и был риск не довезти. Стояла зима, ехал поездом, постоянно менял воду и подогревал резервуар.
«До Челябинска доехали не все рыбки. Дальше предприниматель двигался на экипаже и потерял еще часть. Однако приключение было настолько интересным, что он сразу же сел писать заметку о своем путешествии, как только оказался дома», — рассказывает Владимир Микитюк.
Предшественники дорогих авто
В то время даже у мещан было по несколько видов экипажей — летний, зимний, хозяйственный. На одном владелец отправлялся по делам, на другом детей отвозили в школу.
«Купцы любили богатый выезд, потому, что надо было себя показать, но и остальные на них ровнялись, чтобы и лошади хорошие, и кучер осанистый, одет хорошо. Как-то приезжал к нам один американец, так его поразила роскошь экипажей», — рассказывает историк.
Вкладывались в роскошь
Уже в то время в Екатеринбурге были развиты банки, в которых состоятельные горожане держали вклады, а, боясь обесценивания денег, скупали золото, платину, серебро и слитки.
«В основном вкладывали деньги в предметы роскоши, например, покупали дорогую зимнюю одежду. Тут и мужчины одевались хорошо, и дам надо было приодеть в шляпки, муфты и прочее, — рассказывает Владимир Микитюк. — Брали драгоценности, изделия из золота и серебра, уральские камни. Иногда знаете, в газете объявлений читаешь, вплоть до мешанок — «потеряла золотую цепочку стоимостью в 20 рублей», — рассказывает Микитюк.
Баловались шампанским и уральским вином
То, что элита любила проводить вечера за бокалом (и даже не одним) алкоголя, подтверждают сохранившиеся коллекции всевозможных фужеров и рюмок. Горожане сами делали настойки и наливки из местных ягод. Например, город славился рябиновой настойкой, которую иностранцы называли «уральским вином».
Местные могли выписывать шампанское, покупать молдавское и кавказское вина, и даже смаковать «Шустовский коньяк», названный в честь производившего его московского купца Николая Шустова.
Ресторанная культура в городе развивалась с запозданием. В Екатеринбурге первые рестораны появились в конце XIX века. Когда в 1887 году проходила Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка, под нее временно открылся ресторан с расчетом на приезжих или можно было попасть в рестораны во время Ирбитской ярмарки, они открывались ежегодно.
«В Екатеринбурге все говорили о заведении на Пушкинской, которое считалось забегаловкой, и газеты радовались, когда эта забегаловка закрылась. Потом пошли серьезные проекты, открылась „Россия“, считавшаяся первоклассным рестораном — фешенебельными с отдельными кабинетами, где гости могли встречать Новый год», — рассказывает историк.
Заграничный отдых
Наравне с популярными российскими курортами, которые располагались около Петербурга, в Крыму и на Кавказе и были к тому времени хорошо обустроены, состоятельные уральцы выезжали на курорт Баден-Баден, отдыхали в Германии и Франции.
Для тех, кто хотел сменить обстановку, не выезжая далеко за пределы Урала, существовали свои курорты в Обухово и Нижних Сергах. Порой предприниматель сам был в Екатеринбурге, но семья с детьми уезжала за город.