Музеям предсказали смерть из-за селфи. Приходится работать на популярность

Музеям предсказали смерть из-за селфи. Приходится работать на популярность

В столице бьют тревогу: эпоха Instagram* приводит к постепенной смерти музеев — культурные институции не смогли приспособиться к новым реалиям, и меняться, кажется, не собираются. По мнению основателя московской галереи Fragment Сергея Гущина, главным экспонатом всех выставок сейчас являются селфи, но мало кто об этом задумывается — зачастую пространства не подразумевают диалога с аудиторией, а общение в социальных сетях ограничивается скудными и редкими анонсами.

Этим летом екатеринбургская лента пестрит фотографиями с выставок, коих в августе было не мало — нам привезли знаменитый шедевр Петрова-Водкина, ставший звездой соцсетей, эпатажную экспозицию Шнура, а в ГЦСИ в очередной раз переосмыслили Бажова. С тем, что соцсети представляют угрозу, местные музейщики не согласны, но перестраиваться все-таки приходится и тут уже, кто во что горазд. В мае Екатеринбургский музей ИЗО оказался в списке самых успешных по соцсетям, обогнав «Гараж» и «Русский музей» по количеству подписчиков.

 — Социальные сети — один из наиболее активных источников оповещения о новых выставках, мероприятиях и жизни музеев в целом. СМИ каждую новость музея не возьмут, а в соцсети можно, например, рассказать, что в музее скоро созреют лимоны. Ленты посетителей — еще более интересный источник распространения информации. Ведь в этом случае потенциальный посетитель видит уже не призыв музея, а живой отзыв. Причем, даже не важен характер отзыва — сарафанное радио все равно сработает. Мы отслеживаем геотеги, тег музея, даже просто упоминание музея, — рассказал «Моментам» заведующий отделом по работе с посетителями Сергей Винокуров.

Абсолютная звезда этого августа.Абсолютная звезда этого августа.

Как написал Сергей Гущин на портале Buro 24/7, посещаемость временных выставок неуклонно растет, а вот постоянные экспозиции, наоборот, теряют свои позиции. Сейчас безусловным хитом Музея ИЗО является картина «Купание красного коня», привезенная из Третьяковки. В первые три дня посмотреть на нее пришли более двух тысяч человек и только ленивый не выложил фотографию в свой аккаунт. Однако в самом музее говорят, что главной селфи-зоной был и остается Каслинский чугунный павильон, который сотрудники называют «пизанской башней» внутри музейного здания. До собственных фотографий добираются далеко не все — чужие ленты насколько насыщены и даже перенасыщены, что личное посещение становится совсем необязательным ритуалом -вроде как с информационной повесткой ознакомился и деньги на вход не потратил.

— Если человек увидел фотографию с выставки на странице другого человека, то как минимум, это побуждает его прийти самому сделать такой снимок, а как максимум, ознакомиться со всей выставкой — тогда появится понимание контекста. Это очень разные вещи — видеть работу на маленьком экранчике и находится один на один с произведением искусства. Просто музеям нужно использовать это более эффективно, возможно, не все еще перестроились на то, что Instagram* становится очень важным каналом для привлечения публики, — рассказал Илья Шипиловских.

Современному зрителю все чаще хочется быть частью выставки.Современному зрителю все чаще хочется быть частью выставки.

Эффективно эти каналы действительно используют не все: некоторые пространства не приспособлены для восприятия искусства и современному человеку не хочется там находится долгое время. По мнению галеристки Марины Альвитр, это действительно то, о чем музеям и галереям нужно задуматься прямо сейчас.

— Искусство — это все-таки опыт, и он не может быть передан через Instagram*, прямой эфир или stories. Галереям и музеям нужно думать о том, чтобы их выставки давали не просто набор отдельных картинок, а именно опыт посещения. Если человеку будет приятно приходить, если он будет получать переживания, сможет включиться в процесс, то я думаю, что в таком случае, музеям ничего не угрожает, просто придется работать больше и лучше, чтобы привлечь своих посетителей, — уточнила Марина.

Как отметила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова в одном из интервью, несмотря на то, что весь мир сейчас помещается в айфон, современный зритель, как никогда ранее, нуждается в реальных ощущениях, о которых он потом расскажет, в том числе, в соцсетях. Поэтому музей дает ему возможность отвлечься и глубоко подумать над тем, что его окружает — а эта потребность никогда не потеряет своей актуальности.