В Екатеринбурге назревает очередной скандал, связанный с неймингом: был представлен новый логотип и название Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета. Отныне ему присвоено лаконичное название «Урал Опера Балет». Идея обновить и переименовать учреждение культуры принадлежала художественному руководителю балета Вячеславу Самодурову и его команде, развивающими театр уже семь лет, а реализовало задумку звездное агентство «Восход».
По мнению сотрудников театра и рекламщиков, новое название должно помочь учреждению культуры выйти на мировую сцену — якобы, продвигать театр с прежней айдентикой было проблематично. Заодно показали и новый логотип: вместо здания театра теперь им станет буква, полюбившаяся «Восходу» еще со времен создания логотипа для «УрФУ». Правда, на этот раз латинская, а не русская — мы же стремимся на мировую сцену.
Внедрять новое название и элементы стиля решили постепенно — сначала появились афиши с новым логотипом, а реклама предлагает нам посетить «Урал Оперу» или «Урал Балет», в зависимости от того, какую именно постановку вы планируете увидеть. В дальнейшем планируется редизайн всей печатной продукции и даже сайта театра. Представить концепцию полностью планируется в мае, когда сайт будет обновлен. Пока театр только ищет исполнителей для этой работы, которая обойдется учреждению культуры в четыреста четыре тысячи рублей. Кстати, разработка нейминга и логотипа обошлась Оперному в один миллион двести шестьдесят тысяч рублей и заняла ровно год. До вчерашнего дня все держалось в секрете.
Возможно, тайну хранили не зря — первые же комментарии от жителей Екатеринбурга в отношении нового нейминга оказались не самыми лестными.
— Осталось буфет переименовать в «Пиво-Чипсы-Унитаз», — иронизирует на своей странице в Facebook* Алексей Басков.
В свою очередь, представители рекламного агентства «Восход» парируют, что новый нейминг, собственно, для жителей Екатеринбурга и не предназначался — театр давно вышел за рамки города и ему требовалось соответствующее название.
— Театр не нуждался в каких-либо переменах с точки зрения местных жителей, но для того, чтобы было проще коммуницировать на международном рынке, произвели смену названия с Екатеринбургского театра оперы и балета на «Урал Опера Балет», так сокращенно его называли давно. Теперь это название официальное, — комментирует недовольство горожан представитель агентства Владислав Деревянных.
На самом деле, не такое уж оно и официальное — по всем документам название театра останется прежним, бренд «Урал Опера Балет» будет развиваться исключительно для зрителя. Первопроходцами нас тут не назовешь — пару лет назад точно таким же образом был переименован в «НОВАТ» Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. Громоздкая аббревиатура НГАТОиБ пришлась не по душе новому директору театра Владимиру Кехману, прибывшему в Новосибирск из Москвы. Новая версия названия была в штыки воспринята местными театралами и общественностью, ее именовали кличкой, высмеивали и даже протестовали. В результате руководству театра пришлось прислушаться к горожанам. Старое название не вернули, но в рекламу и на афиши стали добавлять слоган «До встречи в Оперном».
У сотрудников екатеринбургского оперного реакция тоже неоднозначная — в кулуарах новый бренд обсуждается скорее в негативном ключе. Но официальная позиция такова: за последние 6 лет театр изменил репертуар, что и стало катализатором к тому, что пора обновить облик, перестать именоваться громоздким именем, перестать использовать тяжеловесный дизайн с золотом, бархатом и лепниной.
— Мы все-таки не La Scala, не Большой, и находимся мы не в столице. Мы театр индустриального, промышленного, довольно сурового города, но у нас есть некие амбиции и нет великой традиции, которая бы нас как-то обременяла и не давала развиваться, — озвучил «Моментам» позицию руководства помощник художественного руководителя Екатеринбургского балета Богдан Королек. И от себя добавил: Знаете, очень трудно произносить «Балетная труппа Екатеринбургского…». 85 печатных знаков — это отвратительно.
А вот театральные критики, напротив, видят некоторую заявку на столичность в том, что в названии театра появилось слово «Урал».
— Когда в названии возникает слово «Урал» — то это уже претензия на некий больший территориальный охват, потому что очевидно это большая территория. В случае Уральского филармонического оркестра все точно и ясно, потому что до недавнего времени в соседних Челябинске и Перми филармонических оркестров не было, а мы всю жизнь были столицей Урала. А вот то, что мы главный оперный театр региона теперь нужно будет доказать на практике. Конечно, мы выигрываем по сравнению с театром Челябинска, но что касается Перми, то тут придется доказывать ежегодно свою творческую состоятельность, — отмечает театральный и музыкальный критик Лариса Барыкина.
Говоря о пермском оперном, нельзя не отметить, что под руководством Теодора Курентзиса он действительно обрел мировую славу. Ребрендинг же наши соседи провели еще в далеком 2012 году, сменив логотип, для которого также была использована буква латинского алфавита — «О». Что, кстати, более соответствует мировым трендам — так или иначе в своем логотипе ее обыгрывают автралийская, шотландская и опера Бордо.
— Фирменный стиль это, в первую очередь, коммуникация. Основа нашего логотипа буква О, составленная из двух частей, что символизирует, например, оперу и балет, дань традициям и движение вперед, Европу и Азию, на границе которых находится театр, — рассказал «Моментам» руководитель отдела по связям с общественностью пермского театра оперы и балета Василий Ефремов.
Он также отметил, что все ожидания, которые возлагали в театре на ребрендинг, сбылись. Пермский оперный ввел новый тренды — театры сегодня стремятся найти свое собственное лицо и имя, быть не очередным Театром оперы и балета, а чем-то выделиться.
— Многие пошли по нашему пути, сократив названия до простых терминов: театр, опера, балет. Появилось довольно много буквенных логотипов, как, например, у Екатеринбурга, — отметил Ефремов.
Впрочем, не все считают, что нам так уж необходимо ориентироваться на соседей.
— Когда в Екатеринбурге что-то происходит, то это сразу сравнивают с пермской оперой. Я рад, что у нее такая известность, но, если честно, пермская опера — это несколько перегретый бренд за счет того, что у них есть Курентзис. Он создает славу театру, но в среднем по больнице, если не брать только постановки самого Теодора и спектакли, которыми дирижирует он, пермская опера — такая же, как и другие, со своими сильными и слабыми местами, — убежден Алексей Глазырин.
Он также отмечает, что считает предпринятые шаги вполне логичными, однако не берется комментировать результаты ребрендинга до конца театрального сезона. Так или иначе, он подчеркивает, что по большому счету в оперном и балетном искусстве от нового логотипа ничего не зависит — его славу делают дирижеры, постановщики, хореографы и солисты. Художники в широком смысле этого слова. Примерно такого же мнения придерживаются и дизайнеры.
— Настоящих поклонников оперы и балета цветной загигулиной не отпугнёшь, — лаконично отвечает на вопросы коллег о реакции горожан Деревянных.
В конце концов мнения критиков сводятся к одному: главное, чтобы театр устранил недочеты, которые у него есть в художественном плане. Эксперты отмечают, что на сегодняшний день балет в «Оперном» на более высоком уровне, чем опера, так что новое название в определенном смысле даже логично. А горожане? Горожане привыкнут, как привыкли когда-то к тому, что театр больше не носит имя Луначарского, да и сам Свердловск превратился в Екатеринбург.