Ценообразование в искусстве — это одна из наиболее нечетких дисциплин искусствоведения. Из-за этого творческую сферу часто критикуют и называют «пузырем». Тем не менее, общий принцип — стоимость произведения формируется в зависимости от личности художника, его представленности на выставках разного типа и уровня, а также участия в крупных институциях, музеях и галереях. В Уральском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина, который специализируется на современном искусстве, рассказали общие принципы работы рынка искусства и то, как правильно в него вкладываться.
— Представленность художника — это очень важно, потому что площадки делятся своей экспертизой, и это добавляет стоимости к произведениям искусства. Очень важна медийность, тексты о художниках, новости, о каких-то новых проектах и интервью, — рассказали «Моментам» сотрудники музея.
Также важный принцип в определении цены — это прецеденты продаж. Известна фраза, что искусство стоит столько, сколько за него готовы заплатить. Это на самом деле так. Эта готовность потихоньку складывается из многих факторов.
— При выборе стратегии коллекционирования нужно рассчитывать на свой бюджет, на ваши предпочтения и итоговые цели. У некоторых бывают амбиции, чтобы в будущем коллекция стала музейной. Либо, например, вы можете представлять, что ваша коллекция будет украшать ваш дом или квартиру, или хотите, чтобы ваша деятельность, как коллекционера, стала формой поддержки местных авторов, — поделился с «Моментами» куратор Лев Шушаричев.
Важно и полезно, если у вас есть особый взгляд на искусство, который поможет собрать коллекцию. Либо определенная концепция, например, что вы хотите репрезентировать что-то конкретное в вашем собрании.
— Стратегия поддержки местных авторов: молодых или в середине карьеры, на мой взгляд, очень продуктивна. Поскольку потом их произведения, даже иногда небольшие — малые формы, графические листы, какие-то наброски, могут сильно вырасти в цене. К тому же, это наделит собрание внутренней логикой, его будет интересно рассматривать и презентовать. По прошествии лет это может вывести вас уже на совершенно новый уровень коллекционера, — отметили в разговоре с «Моментами» сотрудники музея.
Однако в этой сфере инвестиций, как и во многих, не обойтись без рисков. От банальных, что художник не вырос в цене, до необычных. Например, через 20-30 лет вам просто не захочется расставаться с вашей коллекцией, ведь она будет подобрана с особым трепетом и вашей любовью.
Искусство по природе субъективная сфера человеческой деятельности, оценка и ее воплощение в цене — это определенные надстройки, которые происходят путем множества взаимодействий внутри сферы искусства, между институциями, отдельными акторами и так далее. Поэтому, нельзя уверенно что-то заявлять. Но единственное, что можно сказать уверенно, главное в искусстве — это эмоции.
— Мой совет — инвестировать прежде всего в эмоции. Приобретать то, что вам близко, нравится. Поддерживать того художника, с которым у вас выстраивается какая-то персональная связь, даже не обязательно для этого с ним общаться. Говорить с ним можно через его произведения, но для этого нужно ходить на выставки, открытия и знакомиться. И тогда те смыслы и образы, которые иногда кажутся зашифрованными, вдруг заговорят с вами по-другому. Тогда деньги могут отойти на второй план в сравнении с эмоциями и пережитым опытом, — рассказал «Моментам» куратор Лев Шушаричев.
Другой доходной, но менее творческой сферой инвестиций могут стать облигации. Рассказываем, как правильно работать с ценными бумагами и извлекать из этого прибыль.
Чтобы оставаться в курсе событий даже после блокировки Google, подписывайтесь на Telegram-канал и группу Вконтакте «Моментов». Если вы хотите поделиться новостями с редакцией, сообщите на почту news@momenty.org.