Профессия стюардессы представляется нам работой мечты. Достойная зарплата, возможность путешествовать и открывать мир, минимум задач — подготовил самолет, покормил пассажиров, сказал «до свидания» перед трапом, и рабочий день завершен. На деле все далеко не так. Как живется бортпроводникам и что их бесит в пассажирах — в анонимном блоге бывшей стюардессы из Екатеринбурга.
***
Попасть в профессию просто, если ваш рост не менее 160 сантиметров, образование не ниже среднего, вы уверены в своем здоровье и у вас нет тату и шрамов на видимых участках тела. Заполняете анкету в авиакомпании, после чего вам звонят и приглашают на собеседование. Задают вопросы в духе, «зачем вам эта профессия?» и «чем вы готовы пожертвовать ради работы?». Если кандидат понравился, дают направление на медкомиссию. Проходишь и тут же отправляешься на трехмесячные курсы.
В школе обыгрывают стрессовые ситуации, учат, как правильно общаться с пассажирами, как оказать первую медицинскую помощь, принять роды тоже нужно уметь.
Все думают, что стюардесса — это в первую очередь «официант», но на самом деле мы в первую очередь спасатели, поэтому проходим спецподготовку на суше, в воде, как открыть трап, что взять в аптечку. Сдаешь экзамен успешно — добро пожаловать на стажерские рейсы, во время которых нужно отлетать 30 часов. Тебе выдается форма, которая всегда должна быть чистая и выглаженная, волосы уложены в пучок или распущены, но не ниже плеч, ногти не слишком длинные, лак неярких оттенков. Украшения исключены, допускается только обручальное кольцо.
Со всем этим проблем нет, а вот дебоширы — отдельная тема. Как-то летели в Турцию, один из пассажиров напился, стал агрессивным и разбил нос нашему мальчику-бортпроводнику. Пришлось вызвать полицию. Есть пассажиры, которые хорошенько выпьют, ложатся спать и ходят в туалет под себя. С такими ароматами приходится лететь часами.
Как-то раз был ночной рейс, люди направлялись на отдых. Свет выключен, так как многие спят, и тут ко мне подходит пассажирка и говорит: «Там, там это…». Я подумала, может, кому-то плохо, подошла. Оказалось, секс втроем прямо на креслах. Такое я видела впервые. Причем, заметив меня, эта троица нисколько не смутилась.
Раздражают пассажиры с детками, которые просят выкинуть использованный памперс или вытереть рвотные массы их ребенка. Люди, мне запрещено это делать, так как я работаю с питанием! Самые умные мамочки выкидывают памперсы прямо в унитаз, в итоге туалет закрывается на весь полет.
Бывает, предлагаешь сок на выбор: «Томатный, яблочный, апельсиновый?». В ответ слышишь: «Мне персик». Повторяю: «Апельсин, яблоко, томат?». Опять: «Мне персик». Особо одаренные пассажиры просят покурить в самолете за любые деньги. Кто-то спрашивает, а где у вас детская игровая комната? Но самый странный вопрос: «А вам не страшно летать?». Если бы я боялась, неужели работала бы?
Хорошие истории, конечно, тоже случаются. Как-то с нами летели в свадебное путешествие молодожены. По прилету они попросили спуститься к трапу всех незамужних пассажиров, чтобы невеста бросила с трапа букет в толпу. Было необычно.
Первую помощь оказывать приходилось, но слава богу, случаи несерьезные. Хочется, чтобы пассажиры ответственно относились к своему здоровью. Некоторые люди, страдающие хроническими заболеваниями, например, астмой, сахарным диабетом или сердечники, сдают свои лекарства в багаж, думая, что по первому требованию мы найдем их в наших аптечках.
Помню, на одном из рейсов во время снижения, командир сказал: «Готовимся к аварийной посадке, произошло возгорание одного из двигателей». Это была первая в моей практике внештатная ситуация. Всех эвакуировали через надувные трапы, пострадавших не было, страх перед полетами не появился.
Сейчас, когда летаем семьей, первое, что делаю, когда сажусь в самолет — смотрю, где ближе к нам расположены аварийные выходы. Привычка, видимо.
Если честно, мы не любим, когда нас называют стюардессами, правильнее — бортпроводниками. Если выбираешь эту профессию, нужно научиться любить людей, все свои проблемы оставлять дома, а на работу приходить в хорошем настроении. Пассажир, попадая на борт воздушного судна, первое, что видит — бортпроводника. Бывало, заходит с виду здоровенный мужик, которому ничего не страшно, а во время полета видишь в его глазах испуг. Скажешь пару добрых слов, улыбнешься, и страх пропадает, а в конце рейса слышишь много благодарных слов в свой адрес. Это самое приятное.