Особо патриотичные уральцы еще пару дней назад сменили фото обложки в фейсбуке в поддержку ЭКСПО-2025 и стали считать часы до оглашения результата. Город проведения всемирной выставки станет известен уже сегодня. Накануне принятия важного решения «Моменты» обсудили с уральскими и столичными экспертами, почему Екатеринбург во второй раз включается в гонку за ЭКСПО и что победа даст городу.
Многие воспринимают ЭКСПО как событие далекое от Екатеринбурга и не совсем понятное — некая профессиональная тусовка, объединившая единомышленников в экономике, промышленности и инновациях. Однако наши предки получали медали за победу во Всемирной выставке в Париже 1900 года, презентуя знаменитый Каслинский чугунный павильон. Поэтому ЭКСПО — не такая уж и далекая история, скорее, позабытая.
«Если предположить, что город выиграет, у России появится новое окно в Европу. Наша страна оказалась в изоляции, поэтому победа создаст мощный вход в современную Россию, — рассуждает урбанист Дмитрий Москвин. — 300 лет назад окном в Европу стал Петербург, 100 лет назад — советская Москва, а теперь им может оказаться Екатеринбург. Другое дело, как с этим справиться? Если сравнивать нас с Петербургом, то должен быть Петр I как минимум, то есть сильная личность, способная это все удержать. Должна произойти мощная мобилизация. Я не верю в местную управленческую команду, видимо, это будут люди привезенные — москвичи. Приедут, под себя все выстроят и уедут».

Главный вопрос не в том, как подготовиться к событию, с этим проблем не будет, ведь пойдут федеральные вливания на новые объекты, уверен блогер и урбанист Илья Варламов, сколько в том, как правильно освоить наследие мирового события.
«Екатеринбург город развитый, у него есть все необходимое, чтобы подготовиться к ЭКСПО — гостиницы, замечательный большой аэропорт, способный принимать гостей. Здесь проходил ЧМ, к которому было сделано многое, есть опыт проведения крупных международных мероприятий. Главное продумать, что делать с новыми объектами дальше. В Лондоне после того, как последний болельщик покинул территорию Олимпийского парка, ее обнесли забором. Сегодня на этом месте появился один из лучших районов города, изначально заложенный в планах. Если же посмотреть на Сочи, где в 2014 году прошла Олимпиада, нет никакого понимания, что с этим делать дальше. Гигантская территория вокруг парка (начиная от автобусных стоянок до широких дорог) разваливается, не может грамотно эксплуатироваться и приходит в упадок. В том виде, в котором она была построена для Олимпиады, она не нужна, поэтому остается зоной отчуждения, которая будет высасывать из городского бюджета деньги на хоть какое-то поддержание», — говорит Варламов.
Очевидно, что Екатеринбургу необходима стратегия по дальнейшей эксплуатации объектов выставки, чтобы было чем залатать образовавшуюся брешь, после того как город покинут гости. Однако пока никакой долгосрочной стратегии нет. «Одна из главных претензий — каковы дальнейшие шаги? Как объект на отшибе будет существовать? Или мы его забрасываем и превращаем в красивые руины? Этих ответов нет, поэтому появляется негатив», — рассуждает Москвин.

Еще один важный момент — включить в событие рядовых горожан, чтобы не вышло как с чемпионатом мира — пока чиновники рассказывают, как гулял и менялся город, люди сетуют, что не видели праздника, ограничившегося кварталом вокруг стадиона и фан-зоной, до которой еще нужно было добраться и успеть попасть внутрь. Конечно, если к подготовке подойдут ответственно, профит будет серьезным. Как и любое международное событие, ЭКСПО обеспечит уральцев рабочими местами, даст возможность заработать бизнесу и туризму.
«Если вспомнить Астану, ЭКСПО дал большой импульс развитию города. Не секрет, что у нас есть тяга к провинциализации, а с приходом такого события появляется некая столичность, новый взгляд на мир, расширяется кругозор», — говорит «Моментам» руководитель санкт-петербургского архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн.
Делать выводы о том, насколько выиграет от выставки городская инфраструктура, станут чище улицы или ровнее дороги, эксперты не берутся: «Вы хотите все и сразу. Еще лет сто, и может быть, что-то произойдет. Толчок от ЭКСПО, безусловно, будет, но вопрос в его величине и силе использования».
