Уральскому меценату хватило 24 кадра, чтобы раскрыть всю суть испанской корриды

Уральскому меценату хватило 24 кадра, чтобы раскрыть всю суть испанской корриды

На выставке Виктора Христенко в Челябинском музее изобразительных искусств с фотографии смотрит человек, который, возможно, чаще всех бывал на грани смерти, но меньше всех боится ее. В черно-белых глазах матадора читается прошлое, волнительные воспоминания о реве первого в его жизни быка. Но все эти эмоции надежно спрятаны за смуглым лицом с отметками времени.

Когда-то в 1993 году жаркий испанский песок впервые впился в колени юноши. 20 секунд разделяло будущую легенду корриды Пепина Лирию от ворот с его первым зверем. Засов отщелкнул… 19, 18, 17… По-балетному миниатюрный человек крестится, тесно сжимая мокрую от пота красную тряпку… 10, 9, 8… Бычьи рога пробиваются сквозь сгустки желтой пыли… 4, 3, 2… разрывается красная ткань, но за ней уже никого нет, холодный металл пронзает шею.

Тот бой стал дебютным, положив начало спектаклю, где все человечество в лице одного тореро на пару минут кажется самой величественной и благородной формой жизни. Даже после сотни боев Пепин не оставит традиции встречать своего соперника, склонив голову и встав на колени. Это то немногое, что может показать глубину его любви и уважения к необузданной силе природы.

— Всем, что у меня есть в этой жизни, всем, чем я сам являюсь, я обязан быку. Даже моей собственной семьей. Я чувствую, что меня любят больше, когда благодаря быку я одерживаю победу. Поэтому любовь к нему неизмерима. Бык дал мне все в этой жизни. И я готов потерять все из-за него, даже умереть. Так велико во мне чувство благодарности. Я вижу его таким прекрасным, таким великим, что чувствую к нему любовь. Никто не может любить быка так, как любит его тореро, — рассказывал Пепин Лирия.

Сейчас Пепину Лирии 53 года, на кадрах Виктора Христенко тореро 46. Нетипичный для русской сцены сюжет берет столь же крутой ракурс и акцентирует внимание на личности героя, на его переживаниях, ритуалах, на танце, за который каждый получит цветы, но откланяется лишь один. Виктору Христенко хватило всего 24 кадра, чтобы через историю матадора рассказать о корриде в целом.

В своем прошлом Виктор Борисович большой политик — вице-премьер России в 1998—2004 годы, министр промышленности с 2004 до 2012 года, а сейчас меценат, общественный деятель и почетный гражданин Челябинской области. Параллельно карьере его страстью была фотография.

Взяв фотоаппарат когда-то в глубоком детстве, чтобы сделать семейный портрет, он избрал черную коробочку своим постоянным спутником. Несмотря на постоянные просьбы друзей поделиться с миром своим «я так вижу», только после выхода на политическую пенсию Виктор оказался готов показать архивные снимки. Решение продиктовала не столько нехватка времени, сколько желание предстать перед честным судом зрителя, который в оценке бы не опирался на регалии автора.

Свой дебютный и, скорее всего, заключительный проект Виктор Христенко назвал лаконично «Я так вижу». Современное поколение найдет такое название признаком наивности и старческого романтизма, но как иначе описать серию выставок человека, который делится репортажем своей жизни, воспоминаниями, отпечатанными в бумаге, историями, которые он впитал, а теперь перенес на листы. Это выставка о людях глазами неравнодушного, который видит нас и понимает, хоть и в какой-то своей интерпретации.

Выставка об испанце, который сотню раз выиграл партию у смерти, стала открывающей серию из четырех экспозиций. Каждые две недели перед челябинцами все выше будет подниматься занавес, заграждавший внутреннее «я» Виктора Христенко от внешнего мира. После выставки «Быть тореро» об испанском друге Пепини Лирии, которая уже открылась в Челябинском музее изобразительных искусств, гостей и жителей города ждет еще три.

Второй станет архивная выставка «Город» с фоторепортажами с разных мест планеты: Вьетнама, Японии, Египта, США, Израиля, Франции, Португалии и России. Карточки, сохраненные Виктором с отпусков и командировок, расскажут о том, что такое «жизнь человека». Выставка сменит тему испанской корриды 26 марта.

Дальше через язык фотографии Виктор Борисович снова поговорит о единственной по-настоящему интересной для него теме — о людях. Но это будет история не через призму архитектуры или спектакля под ритм кастаньет, а через портреты миллионов, попадавших в объектив автора. Выставка с портретами, которые политик собирал больше 10 лет, пройдет с 9 по 21 апреля.

Завершающей станет ключевая и, пожалуй, самая близкая для россиян серия «+\- 90». Центральная тема, как и всегда до этого — люди. Но в этот раз все герои снимков — жители деревень, глубинки страны, которым удалось дожить до преклонных лет. Виктор хотел «почувствовать, понять, услышать и увидеть простых людей, проживших большую и совсем непростую жизнь в местах, от которых так и веет „уходящей натурой“. Это истории простых непростых людей». История Виктора Христенко — это история простого непростого человека.

Чтобы оставаться в курсе событий даже после блокировки Google, подписывайтесь на Telegram-канал и группу Вконтакте «Моментов». Если вы хотите поделиться новостями с редакцией, сообщите на почту news@momenty.org.