Московские эксперты признали Екатеринбург третьей столицей. К такому выводу они пришли спустя шесть месяцев масштабного исследования культурной среды, результаты которого презентовали в «Ельцин Центре». Возглавил исследовательскую группу, в числе которой также были местная команда, продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков. Участники проекта выяснили, из чего состоит город и чего ему не хватает для того, чтобы выйти на новый уровень развития.
Исследователи выделили 12 главных качеств Екатеринбурга. Как отметил Бояков, они занимались не конкретными кейсами, а концептуальным проектированием, так что дальше — дело за горожанами. По его словам, Екатеринбург не любит, когда его учат.
— Мы не станем этого говорить в Казани и Новосибирске, но убеждены в том, что Екатеринбург — третья столица России. Это город с невероятно развитой культурной инфраструктурой. Он самостоятелен в плане культуры наравне с Москвой и Санкт-Петербургом, но еще этого не осознал. Как и не осознал того, что звание столицы не нужно доказывать и не нужно за него ни с кем соревноваться, — Бояков.
Из сильных сторон города были отмечены мифопоэтика, проявляющаяся даже в голосовании за наименование аэропорта, где лидирует писатель Павел Бажов, тяга к благотворительности и меценатству и отстаивание традиций демократии с помощью акций и митингов. Бояков также назвал Екатеринбург городом-крепостью, городом-заводом и городом-трактом, который является «энергической серединой Транссиба». Досталось Екатеринбургу и звание «города будущего», который его еще не носит, но на протяжении 300 лет к этому стремится.
С докладами выступили идейный вдохновитель фестиваля «Стенограффия» Евгений Фатеев, который сказал, что городу не хватает национального культурного медиа. Специалист в области инвестиций и территориального развития Иван Карпушкин назвал Екатеринбург амбициозным городом, который пытается найти то, в чем он лучше других, но пока не нашел.
— Екатеринбург — город-лидер, но не сегодня, а завтра, — подытожил Карпушкин.
Театральный критик Лариса Барыкина сделала акцент на проблеме кадров, сказав, что лучшие специалисты культурной сферы уезжают в столицу, приведя в пример дирижеров. По ее словам, Екатеринбургу следует подумать над очищением аудиопространства, которое сейчас загрязнено. Она также отметила, что несмотря на конфликт из-за строительства нового концертного зала для филармонии, городу он просто необходим, как и мультибрендовый фестиваль, который можно посвятить самоидентификации.
Участники исследования пришли к выводу, что Екатеринбургу необходимы парки (уже существующие назвали «очень плохими»), а также дизайн-революция, потому что в городе царит визуальный хаос. Исследование занимает 500 печатных страниц. Его планируют опубликовать в феврале. Ознакомиться с ним также можно на сайте проекта.