Екатеринбург уже на протяжении нескольких лет считается столицей стрит-арта в России. И поддерживать этот нелегкий статус помогает Международный фестиваль уличного искусства STENOGRAFFIA, который проходит в уральской столице с 2010 года. Проект помогает открывать городам новых авторов, переосмыслить окружающее пространство и превратить безликие серые постройки в местные достопримечательности. Многие арт-объекты, созданные в рамках фестиваля, являются культурной ценностью и привлекают внимание туристов, приезжающих в город.
— Фестиваль является площадкой для творческих экспериментов, где каждый может открыть для себя новую грань города, ощутить ответственность за его изменения и попробовать себя в новой роли. Мы все заслуживаем приятного и комфортного окружающего пространства, и в наших силах создать его вместе. История развития уличного искусства в городе берет начало от Старика Б.У. Кашкина, первых граффити-команд и фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга» и развивается сейчас вместе с фестивалем STENOGRAFFIA, паблик-арт программой «ЧӦ», самостоятельными авторами и др. Благодаря этим проектам в городе появляются новые форматы осмысления уличного искусства: авторские экскурсии по стрит-арту, экскурсионный маршрут Street Art Line от STENOGRAFFIA и прочее, — рассказали «Моментам» представители STENOGRAFFIA.
Польза для жителей и города
— Команда выработала собственный подход к городу как большому компьютеру, в котором «хард» — это среда, созданная архитекторами, застройщиками, коммунальщиками и прочими институциями градостроительства и градоуправления, а «софт» — это отношение людей к этой среде и взаимодействие с ней. Мы как раз работаем в поле «софта», — поделились с «Моментами» представители STENOGRAFFIA.
Благодаря вовлечению людей в позитивные изменения окружающего пространства фестиваль развивает уличное искусство в альтернативной плоскости, осознанно выводя его из субкультурного гетто в мир большой культуры. В мир, где не просто творят, а осмысляют созданное. Через общие добрые проекты и новую смысловую оптику команда меняет восприятие людей к городу.
Так, люди осознают себя более причастными к тому, что происходит вокруг. Они приходят волонтерить, берутся за кисти, чувствуя в себе силы повлиять на городское пространство. А для кого-то все начинается с «Биржи поверхностей» и проекта «Люди рисуют» и потом уже вырастает в новые формы и желания менять среду. У многих это происходит на уровне преображения двора или подъезда, затем люди вдохновляются настолько, что создают свои проекты в других населенных пунктах.
Культовые изменения
В прошлом сезоне STENOGRAFFIA привлекла большое число самых разных авторов: как начинающих, так и опытных, из Екатеринбурга и других стран. Кроме того, в 2023 году у фестиваля появилась возможность обновить культовое место уральской столицы — переход «Эта музыка будет вечной». Всего тогда создали более 30 арт-объектов вместе с художниками из трех стран: Испании, Казахстана и России.
— Уже в 2024 мы разместили на Химмаше первую скульптуру вместе с Рустамом Кубиком, начали активно работать над проектом «Город-кластер» и качать креативный потенциал Екатеринбурга. Мы в пятнадцатый, юбилейный раз запустили фестиваль, разработали и запустили в продажу свою первую коллекцию одежды. Уже создано два арт-объекта: Мохамед Ахмед Альмансури (Хор-Факкан, ОАЭ) нанес фирменный паттерн на стену по ул. Ленина, 20, а художник Nut (Гуаньчжоу, Китай) изобразил птиц-секретарей на ул. Попова, 31. Впереди еще много планов, — рассказывают представители STENOGRAFFIA.
Планы на будущее
На этом ребята останавливаться не собираются. В планах юбилейного сезона вернуть проект по восстановлению поврежденных арт-объектов — STENOGRAFFIA REVISION. На Урал приедет резидент команды TAKNADO, который примет участие в обновлении культовой работы, созданной в 2010 году: «Банка Сгущенки и супа Campbell’s».
Кроме того, появятся проекты в коллаборациях:
— «Санкт-Екатеринбург» — комикс, встроенный в городскую среду. По сюжету события разворачиваются в городе, очень похожем на Екатеринбург, но в альтернативной вселенной;
— Запустится уникальный культурологический арт-проект об истории Урала;
— Свою работу реализует и уральский иллюстратор Алексей Грабилин. Он будет рисовать на здании Хлебзавода №6.
— Ожидается приезд автора Sneakhotep (родом из Sidi M’Hamed, Алжир; резидент ОАЭ). Каллиграф создаст арт—объект в коллаборации с русским художником Васей Bas;
— «Стенограффия» продолжит привлекать горожан к преображению Екатеринбурга на акциях «Люди рисуют»;
— «Стенограффия» XV продолжит работу в направлении экскурсий. Совместно с УрФУ еще до фестиваля были; обучены более 100 гидов, которые проведут всех желающих по трем разным маршрутам исследования арт-объектов. — Вместе с командой Whoosh фестиваль обновит созданную в 2020 году Street art line и разработает новые маршруты для изучения предметов уличного искусства в удаленных районах;
Напоминаем, что «Стенограффия» планирует превратить Екатеринбург в «Город-кластер» — и в этом им поможет губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. В рамках проекта команда фестиваля вместе с другими представителями креативной индустрии города планируют развить творческое сообщество, наладить в этой сфере коммуникацию с Администрацией и привлекать большее число специалистов креативной среды в город.
Практически о каждой работе фестиваля люди знают не понаслышке. Однако среди многообразия арт-объектов, количество которых свыше 600, есть особенные — те, что стали символами города и отражают его культурную составляющую. Среди них «Банка Сгущенки и супа Campbell’s», молодой Юрий Гагарин, «Эта музыка будет вечной», Madzarevic, Coloured talismans and old-new spells, CTRL+X, «Серознаменная группа», All your walls are belong to us, «Бумажный самолетик», «Динозавромойка», а также «Медведь и соболь».
Чтобы оставаться в курсе событий даже после блокировки Google, подписывайтесь на Telegram-канал и группу Вконтакте «Моментов». Если вы хотите поделиться новостями с редакцией, сообщите на почту news@momenty.org.