Первая женская империя на Урале начиналась в доме на кладбище. Ее продолжили в торговом центре

Первая женская империя на Урале начиналась в доме на кладбище. Ее продолжили в торговом центре

В Екатеринбурге женщины уже три столетия стоят у начала самых знаковых инициатив, меняющих город. Несмотря на то, что во времена Василия Татищева тяжелая работа на металлургическом предприятии Екатеринбурга не предполагала активного участия женщин, а местные миллионеры — купцы-старообрядцы — и вовсе предпочитали запирать своих жен и дочерей дома, женщины нашли выход и основали собственную империю.

В XVIII веке женский стартап начался с кладбища

Там, где сейчас находится парк Зеленая Роща, раньше хоронили людей. В 1782 году на кладбище появилась церковь, а при ней дом для служителей. В строительство вложился купец первой гильдии Иван Хлепетин. Но церковное начальство назначать постоянных священников в кладбищенскую церковь не спешило, и дом пустовал. Кому-то из городского начальства пришла в голову мысль поселить в доме на кладбище девушек-сирот из Екатеринбурга и окрестных селений, к ним прибились и вдовы. Трудно и представить такой невыгодный старт для одного из самых масштабных предприятий XIX века, но именно с этого начала солдатка Татьяна Костромина.

Она пришла в женскую общину с Березовских золотых рудников. Статус девушки был не определен. В тот год, когда на кладбище Екатеринбурга поселились сироты и вдовы, Татьяна Костромина отмечала свадьбу. Она вышла замуж за парня, которого через несколько дней призвали в армию. После, она четырнадцать лет не получала о нем сведений. Недовдова-недодевица присоединилась к женской общине, которая выживала, ухаживая за могилами, молясь за усопших, помогая больным.

Через четверть века эта дочь крепостного принимала у себя в гостях российского императора. Но сначала в 1798 году она выбила у городской думы Екатеринбурга пособие в размере 4 рубля в месяц для «сиротствующих» вдов и девиц. Далее солдатка привлекла благотворителей, и неимущие кладбищенские парии стали жить значительно лучше.

Ново-Тихвинский женский монастырь.Ново-Тихвинский женский монастырь.

Образовавшееся женское НКО не укладывалось в юридические нормы государства. Любой чиновник мог поставить вопрос: на каком основании живут девушки в этой обители, как у них с документами, как с налогами? За нарушение правовых норм женщинам грозила тюрьма или ссылка. Единственной надежной защитой было бы получение церковного статуса. Для этого Костромина отправляется в деловую поездку (паломничество) по самым статусным монастырям Российской империи. Пешком, с подругой Агафьей Котугиной она идет на юг — в Киево-Печерскую лавру, затем в Поволжье — в Саровскую обитель.

Путешествие длилось год. В результате девушки получили церковный устав, почти статус церковной общины, но это было только начало. Татьяна Костромина решила основать в Екатеринбурге первый монастырь. А этот вопрос мог решить только царь, к которому она отправилась со спутницей Агафьей Котугиной.

Монахини монастыря.Монахини монастыря.

Женщинам удалось устроиться на подворье у флотоводца, адмирала Федора Ушакова. Его тронула екатеринбургская история, и он взялся помочь. Уже скоро Татьяну Костромину принимала элита Петербурга. Она произвела сильное впечатление на обитателей столичных гостиных. Многие продолжали поддерживать с ней отношения и после ее триумфального возвращения на Урал.

Сохранилось письмо князя Голицына, который писал: «Милостивая государыня моя (…) честь имею быть с истинным почтением, Вашего высокопреподобия покорнейший слуга, князь Александр Голицын».

Татьяна Костромина, в крещении Таисья.Татьяна Костромина, в крещении Таисья.

31 декабря 1809 года было принято решение о учреждении в Екатеринбурге первого женского монастыря. Костромина организовала его не будучи монахиней. Не имея связей, она общалась с самыми богатыми людьми России. Будучи неграмотной — переписывалась с царской семьей. Через пять лет, проведенных в Петербурге, на Урал возвращалась уже не солдатка Татьяна Костромина, а матушка Таисья. По особому указу ее постригли в монахини, нарекли новым именем и назначили настоятельницей новой обители. Монастырь игуменьи Таисьи быстро рос.

В 1824 году Костромина принимала в своей келье в Екатеринбурге главу российского государства — императора Александра I. С этого визита дорогу, по которой когда-то на кладбище пришла солдатка, стали называть Александровским проспектом (ул. Декабристов).

При игуменье Таисьи в монастыре начали строить пять новых церквей, в том числе собор Александра Невского по проекту архитекторов Малахова и Висконти.

За столетие существования монастырь стал настоящей женской республикой. Здесь была своя экономика: производство свечей, роспись фарфора, вышивка, гостиничный бизнес. Сестры содержали больницу, у них было свое училище для девочек. Кстати, в нем нашел свою любовь Павел Бажов. Сам монастырь выглядел как небольшой город, окруженный крепостной стеной. В Екатеринбурге, с населением в 70 000 человек, в обители постоянно находилось около 900 женщин. Не все из них были монахинями, для многих монастырь служил местом социальной защиты.

Женщина медиа-магнат

В начале 1990-х медиа-мир Екатеринбурга взорвала Жанна Телешевская, организовавшая первый в нашем городе частный телеканал «АСВ» (Ассоциация свободного вещания). Но оказывается, нюх на то, как должны развиваться СМИ, в Екатеринбурге у женщин был еще в XIX веке. Издателем первой городской газеты также была женщина.

В 1870-х годах светская жизнь Екатеринбурга задыхалась от отсутствия таблоидов. В городе не издавалось собственных газет. Восполнить это взялись Николай и Александра Полковы, приехавшие из Камышлова. Супруги хотели получить разрешение на издание газеты, но пока шли согласования, муж умер, оставив жену с пятью детьми на руках. Ей нужно было перерегистрировать издание уже на ее имя, найти устраивающего цензоров редактора.

В мае 1879 года Александра Андреевна Полкова была утверждена в правах издательницы первой политической и литературной еженедельной частной газеты в Екатеринбурге.

Ни одна из двух работавших тогда в Екатеринбурге типографий издательницу газеты не устраивала. И тогда Александра вместе с сестрой мужа Екатериной Полковой на ее имя быстро открыла собственную типографию.

Первая выпущенная газета взорвала Екатеринбург. Оказалось, что городские проблемы можно обсуждать не только в гостиных. Семнадцать лет «Екатеринбургская неделя» держала руку на пульсе светской жизни города, оставаясь единственным городским печатным изданием. Позже Александра продала газету и типографию, решив посвятить себя семье.

Королева ритейла

До XX века в Екатеринбурге карьера женщины в торговле ограничивалась уровнем модисток или мелких лавочниц. Зато к концу столетия ключевые посты в торговле стали занимать дамы. Сформировался даже фирменный стиль работниц этой отрасли. На голове высокоподнятая хала — закрепленные шпильками волосы, на пальцах гроздья золотых колец. В комплекте серьги, золотые цепи. Достаток и успешность должны были выглядеть броско и бескомпромиссно.

Мария Вдовина заведующей свердловского «Гастронома — №5».Мария Вдовина заведующей свердловского «Гастронома — №5».

Женщина, которая изменила облик свердловского ритейла, действительно, носила халу, на единственной, сохранившейся фотографии золота на ней немного. Скромные очки в толстой оправе, профессиональный халат. На груди орден Ленина, знак Почета и значок Заслуженного работника торговли РСФСР. Мария Андреевна Вдовина была заведующей самого известного свердловского магазина — «Гастронома №5».

Он располагался на углу улиц Толмачева и Ленина, рядом с рестораном «Ява». В магазине был кафетерий, а-ля светский клуб Свердловска, винный отдел, отдел деликатесов, кондитерский. Но торговля здесь шла, как и в рядовых советских магазинах. Покупатели должны были выбирать товар через прилавок. Продавец отмерял, отрезал, отвешивал и выдавал квиток, который покупателю надо было оплатить на кассе, и только потом вернуться и забрать покупки. Весь город стоял в очередях.

В начале 1970-х в СССР пришел новый формат магазинов — супермаркеты, где покупатели обслуживали себя сами. Первый появился в Ленинграде, а через два года, в 1972 году — в Свердловске. Специально для супермаркета возвели новое здание на улице 8-е марта, где сейчас находится «Гринвич». Управлять им поставили Вдовину.

К ней на практику отправляли перспективных работников торговли, в том числе и начинающего ритейлера Игоря Ковпака. У продавцов Вдовиной была униформа, в универсаме впервые в Свердловске появились тележки для продуктов. Успех торговли Вдовиной стали масштабировать на всю страну. К 1975 году в СССР работало 150 универсамов, к 1985 году — 1150.

Мария Вдовина умерла в 1993 году, проработав на своей должности двадцать лет. Коллектив магазина принял решение переименовать универсам в ее честь, назвав «Марией». Это совпало с показом мыльного сериала «Просто Мария», и многие горожане так и не узнали, что ходят в магазин имени женщины, которая сформировала ритейл в Екатеринбурге. Позже на место «Марии» заехал «Купец», а затем началась стройка «Гринвича».