«Здесь никто не клеит обои и плакаты из IKEA». Уральские художники научились зарабывать на любви израильтян к стрит-арту

«Здесь никто не клеит обои и плакаты из IKEA». Уральские художники научились зарабывать на любви израильтян к стрит-арту

С создателями первого уральского стрит-арт музея «Свитер», на месте которого сейчас бистро«Замес» и ресторан Cibo, Алиной и Степой Айфо мы встречаемся в одной из квартир израильской многоэтажки. Буквально через несколько дней этот дом пойдет под снос, а пока эмигрировавшие уральские художники вместе с еще 89 коллегами из разных стран разрисовывают стены опустевших квартир. Стихийная выставка продлится четыре дня, после чего от здания ничего не останется, точнее, уже не осталось. Но тогда мы еще сидим в одной из квартир посреди эскизов и баллончиков с краской прямо в разгар шаббата, едим конфеты с арахисом и разговариваем об уличном искусстве двух городов, его восприятии и о том, чему Екатеринбургу и его жителям стоит поучится у Тель-Авива и израильтян.

***

Степан и Алина Айфо оказались в Тель-Авиве год назад. Поехали в Израиль по образовательной программе и всего за несколько месяцев осознали, что им удается вписаться в местную культурную среду. Говорят, что за годы существования галереи «Свитер» устали от кураторства и решили задержаться в стране, чтобы заняться собственным творчеством. Теперь хотя бы раз в две недели тандем создает в городе граффити.

Первое время художники недоумевали, почему в стране, где нет зимы как на Урале (в Тель-Авиве в январе +20 — прим.ред.) существует сезонность в работе художников. Они не прекращали рисовать на улицах, пусть даже порой нелегально. Самая популярная поверхность в Израиле — никакая не стена, а входная дверь. В зданиях обитает много мелкого бизнеса, и если фасад принадлежит муниципалитету, то двери — это уже частная собственность, поэтому достаточно договориться с владельцем.

«Муниципалитет понимает, что многие люди, приезжающие в Тель-Авив, ассоциируют его с уличным искусством и игнорировать это бессмысленно. Израиль — это история, Иерусалим — это религия, а Тель-Авив — это свобода», — говорит Степа Айфо.

У местного стрит-арта своя особенность — чтобы быть замеченным, не нужно разрисовать целые фасады, небольшие улочки приучили художников создавать мелкие работы, и чаще всего это персонажи. В то время как на Урале стрит-арт — концептуальный, здесь больше ценится смысл. По словам художников, Екатеринбург — один из самых крутых городов в плане уличного искусства, потому что он компактнее, чем та же Москва, что позволяет рисункам вписываться в среду. Что бы не помешало перенять Тель-Авиву у Екатеринбурга, так это дотошность в проектах.

«На Урале художники рисуют реже, и это ощутимо. В Израиле если захотел себя проявить — берешь краску и идешь на улицу. К этому нормально относятся. За все время работы здесь мы столкнулись только с одним человеком, который прогуливался с собакой и говорил сыну: «Как же меня эти уличные художники достали», — рассказывает Алина Айфо.

Ребята не скрывают, что в Израиле проще зарабатывать. Подход к коммерческому искусству здесь существенно отличается от уральского. В России заказчик сразу говорит, каким хотел бы видеть результат работы, а в Израиле — дает возможность проявить фантазию и авторский стиль.

«Здесь гораздо проще находить заказчика и взаимодействовать с ним. Были случаи, когда я рисовала на улице, ко мне подходил человек и просил пойти с ним, буквально тут же разрисовать его дверь. Или подпишешь граффити, тебя найдут в соцсетях со словами: «О, я видел твою работу, мне очень нравится твой стиль. Хочу такое же у себя в ресторане» — говорит Алина.

Степа Айфо в галерее СвитерСтепа Айфо в галерее Свитер

Чтобы продвигать свои работы, Айфо ставят на граффити ссылку на Instagram*. Говорят, это современный формат портфолио и странно, что местные художники, не стремятся развивать социальные сети.

«Смотришь, прикольный художник с классным стилем, активный, работ делает много, а у него 350 подписчиков», — рассказывает Степа.

Как бы там ни было, стрит-арт культура в Израиле, несомненно, есть. Можно смело идти на запах краски на улице, и это совершенно точно закончится полезными знакомствами с коллегами по цеху или владельцами галерей. Расстраивает разве что стоимость баллончика с краской. Здесь ценник на спрей выше, чем где бы то ни было в мире. Ребята, продающие краску, даже извиняются, понимая, что это адски дорого. Именно поэтому большинство местных художников используют водоэмульсионки и кисти.

Айфо признаются, что никогда так активно не работали над холстами, как сейчас. Самая комфортная среда для художника — когда город и люди открывают перед автором возможности.

«Екатеринбург подарил нам „Свитер“. Отнесся к нам благосклонно, и мы любим его всем сердцем. Вот и здесь, в Тель-Авиве, мы тоже увидели, что город нам благоволит. Когда захотели сделать выставку, нашелся человек, который решился на это, можно сказать, что он заранее купил 25 работ. Опыт для нас нетипичный, обычно сложно выйти на постоянство в заработке, но здесь проблем нет, Израиль — крутой пример того, как нужно поддерживать искусство», — говорят художники.

Важно приучать людей покупать работы местных авторов и открывать больше галерей.

«Будешь ходить по Тель-Авиву, заглядывай в окна, — обращается ко мне Алина. — Увидишь белые стены, здесь никто не клеит обои, но нужно же чем-то декорировать интерьер, поэтому повсюду висят картины. И это не плакаты из IKEA. Люди понимают, что за работу художников можно и нужно платить деньги. В Екатеринбурге пока предпочитают купить постер за 500 рублей, чем уникальную картину за 10 000».

Степа добавляет, что в Израиле не так много художников, но о них рассказывают. Эту страну вообще отличает открытость людей к искусству. Жители смотрят на стрит-арт не критичным взглядом, а напротив стараются найти в граффити то, что им может понравиться.

«Это точно не помешает Екатеринбургу, да и другому городу на планете. Больше позитива в мыслях, больше свободы и внутренней, и в плане эмоций», — резюмируют Айфо.