Горожанам навязывают стройку памятников в скверах и на площадях. Онлайн голосование приводит к «уродливой пошлятине»

Горожанам навязывают стройку памятников в скверах и на площадях. Онлайн голосование приводит к «уродливой пошлятине»

Появление и снов памятников в Екатеринбурге — тема всегда болезненная. Разбираемся, по какому принципу памятники сносят и кто принимает эти судьбоносные решения. Всего в Екатеринбурге более 250 памятников, бюстов, стел и скульптур. Объекты монументального искусства — именно так они называются на языке чиновников — появляются строго с разрешения городских властей (а значит и обсуждения с горожанами). Но это в теории. На практике почти каждый снос или установка заканчивается противостоянием.

Пожалуй, самым громким скандалом последнего времени стал снос недостроенной телебашни. Хотя как таковым памятником башня не являлась, горожане воспринимали монументальное строение именно так. Тогда на защиту встали артисты, политики, политологи, журналисты. К местным защитникам присоединился даже известный российский блогер Илья Варламов.

«Можно сделать очень круто, заработать кучу бабла, привлечь туристов, прославить город на весь мир. А можно слить всё и не получить ничего», — написал тогда блогер в своем ЖЖ. Башню, как известно снесли.

Пятью годами ранее со скандалом исчезла Краснознаменная группа на Плотинке. Против сноса выступали и коммунисты, и либералы, и православные, и атеисты. Но и здесь ничего не помогло. В ночь с 25 на 26 января 2013 года по решению администрации Екатеринбурга памятник был демонтирован.

Фрагмент краснознаменной группы после ее сноса.Фрагмент краснознаменной группы после ее сноса.

Снос старых памятников идет со скрипом, а вот новые в Екатеринбурге растут как грибы после дождя. Еще год назад общественность возмутили памятники контрразведчикам около Дома офицеров, позже там поставили и военную технику. Можно вспомнить и новоделы в ЦПКиО. В октябре 2017 года там поставили стелу памяти участникам ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и знак в честь 22-й годовщины вывода группы Советских войск в Германии. Памятные знаки возмутили городское сообщество своей схожестью с могильными плитами. Люди тогда начали собирать подписи под петицией с требованием уволить директора парка Романа Шадрина. Спустя год на месте плит появился памятник пограничникам-уральцам. Двухметровые статуи хоть и выглядят приличнее кладбищенских надгробий, горожан все равно не радуют. Многие все-таки воспринимают парк именно как место отдыха и развлечений.

Чтобы избежать разногласий и потасовок стенка на стенку, в апреле этого года новый глава Екатеринбурга Александр Высокинский создал Совет по развитию рекреационных и общественных пространств. По задумке градоначальника, консультативно-совещательный орган будет рассматривать концепции и дизайн-проекты благоустройства общественных пространств, а также эскизы памятников, скульптур и мемориальных комплексов. Всего в составе совета 19 человек. Это историки, архитекторы, общественники и представители городской власти.

Памятник военным контрразведчикам установили на площади перед Домом офицеров. Многие местные жители на это отреагировали с сомнением.Памятник военным контрразведчикам установили на площади перед Домом офицеров. Многие местные жители на это отреагировали с сомнением.

«Экспертный совет был создан для того, чтобы упорядочить процедуру. Раньше такого не было. Масштабные проекты — объекты монументального искусства — в обязательном порядке проходят через совет. Что касается менее крупных, то с инициативой об их установке, как правило, к нам обращаются инициативные группы. Просьбу установить в том или ином месте скульптурную композицию или памятный знак рассматривают члены совета. Кроме того, на сайте администрации проводятся опросы общественного мнения по вопросам строительства новых памятников», — пояснил процедуру главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель.

Опрос проводился и по памятнику «Похищение Европы», который планируется установить в сквере за Оперным театром. 60 процентов опрошенных высказались «за», против — 40. Бронзовая пятиметровая статуя может появиться в центре большого фонтана. Ее автор, уральский литейщик Иван Дубровин считает, что каждый памятник имеет право на жизнь, если несет в себе что-то ценное.

Новый памятник должен появиться в сквере за оперным театром. Это будет «Похищение Европы». Мастер работает над ним под Екатеринбургом.Новый памятник должен появиться в сквере за оперным театром. Это будет «Похищение Европы». Мастер работает над ним под Екатеринбургом.

«Да, я хотел подарить городу на 300-летие памятник „Похищение Европы“. Если его установят, хорошо, нет — нет. Я считаю, что есть мнение горожан и к нему нужно прислушиваться. Взять, к примеру, памятник клавиатуре — да, это „народное творчество“, его, по сути, можно убрать как незаконный объект, но, считаю, что делать этого не нужно, горожане его любят, туристы тоже. Это своего рода фишка Екатеринбурга. Но к памятникам типа Гены Букина или серии памятников на Вайнера отношусь плохо. Это городской мусор, я их так называю. В благородном металле нужно воспевать благородство, а не неотесанного, хамоватого продавца обуви из ситкома», — считает Дубровин.

В июне Иван Дубровин откроет памятник Николаю Карполю. Скульптурная композиция под названием «Уралочке посвящается» появится возле ДИВСа. На сайте Администрации также проходит опрос, на данный момент 86% проголосовавших идею одобрили.

«Появление новых объектов должно быть согласовано. Любая инициатива, воплощенная в мраморе или бронзе, одним может казаться отличной, а другим — неприемлемой. Как это было на Синих Камнях. В 2015 году жители микрорайона решили поставить памятник ветеранам Великой Отечественной войны. Спонсора нашли сами — им выступила компания, занимающаяся ритуальными услугами. В итоге во дворе появилась могильная плита с фамилиями погибших, и тут же к нам начали поступать жалобы от жителей соседних домов. По их мнению, мемориал больше походил на кладбищенскую могилу. Поэтому люди, самовольно устанавливающие памятники, должны понимать, что они несут огромную ответственность перед детьми, внуками и правнуками, ведь памятники ставятся на века», — добавляет Дмитрий Фогель.

В мастерской в селе Новоалексеевское работают над новым памятником.В мастерской в селе Новоалексеевское работают над новым памятником.

Самоуправство чревато, добавляют специалисты, любители прекрасного забывают, что необходимо сначала выяснить, нет ли под будущим объектом искусства коммуникаций, которые можно повредить при монтаже. И тогда можно нарваться на крупный штраф.

«Я давно говорил о том, что в городе должен быть Совет, состоящий из широкого круга специалистов, которые должны компетентно, здраво решать, каким будет облик Екатеринбурга. Это не только архитекторы, но и художники, ландшафтные дизайнеры, историки, представители власти и общественности. В городе не должна появляться уродливая пошлятина. Больно смотреть, ка бронза растрачивается на всякую чушь, в которой отсутствует художественная ценность, которая не вызывает никакого эстетического удовлетворения. Посмотрите на „Маски скорби“ и посмотрите на скульптуры в торговых центрах — их даже сравнивать нельзя. Но что с этим сделать? У здания есть собственники, они могут ставить внутри, все, что захотят, сколько бы мы не говорили об отсутствии вкуса», — считает потомственный архитектор Никита Демидов.

А вот у уличных объектов другая судьба. Самовольные инициативы — не важно из камня они или из бронзы — по закону должны быть снесены, либо узаконены. Таковы правила. Опять-таки на бумаге. Та же «клавиатура» до сих поря является бесхозной, однако убирать ее городские власти не намерены. По крайней мере, так говорят.