Центр Екатеринбурга зачищают от кинотеатров. Они могли спасти город от кризиса

Центр Екатеринбурга зачищают от кинотеатров. Они могли спасти город от кризиса

В центре Екатеринбурга закрывается второй кинотеатр. Сначала город потерял кинозал «Колизея», теперь на очереди «Салют», еще ранее «Моментам» стало известно о закрытии кинотеатров «Заря» и «Знамя». Мультиплексы в торговых центрах вытесняют старейшие кинозалы один за другим. Узнаем, можно ли этого избежать и как это сделать.

«Практика показывает, что и отдельно стоящие кинотеатры хорошо себя ощущают, взять тот же „Пионер“ в Москве. С „Салютом“ мы работаем, это наш партнер, которому мы расписываем репертуар. Не знаю откуда идут кривотолки, но наше сотрудничество продолжается и будет точно длится весь год. Официальными заявлениями о закрытии кинотеатра мы не располагаем, — рассказывает „Моментам“ Дмитрий Котельников, пиар-менеджер сети кинотеатров „Премьер Зал“. — Что касается „Зари“ и „Знамени“, они на сегодня продолжают работу».

Впрочем, все, кто так или иначе связан с кинопрокатом в Екатеринбурге, говорят, что будущее за мультиплексами с современными залами и технологиями. «Мстители» хлопнут так, что принесут кинотеатру полугодовую валовую составляющую, а вот арт-хаус вряд ли. Да, у него есть свой зритель, но насколько это прибыльно — вопрос», — рассуждает источник, долгое время проработавший в кинопрокате.

Экс-директор «Салюта» говорит, что ему будет больно расстаться с легендарным кинотеатромЭкс-директор «Салюта» говорит, что ему будет больно расстаться с легендарным кинотеатром

Если кто-то и сохранит за собой здание, то ККТ «Космос», ведь это в первую очередь концертная площадка, и «Дом кино», который, по словам экспертов рынка, не ставит цели зарабатывать на прокате, а представляет собой резиденцию Союза кинематографистов. Когда на Урамаше в строящемся ТЦ «Омега» откроется еще один кинотеатр сети «Премьер Зал», «Заря» и «Знамя» закроются, поскольку будут просто нерентабельны, считают уральские прокатчики. Зарабатывать старым кинотеатрам нелегко — публика ограничена небольшими залами, высокие ценники не поставить, так как сервис их не оправдывает, а конкуренция меж тем высокая, ведь Екатеринбург, по словам киношников, самый конкурентный город в области проката по числу экранов на душу населения.

В отличие от удаленных от центра кинотеатров у «Салюта» и «Колизея» есть потенциал, они зарабатывали и могут зарабатывать, уверен, способны зарабатывать, уверен экс-директор «Салюта» Сергей Федяков. В свое время он предлагал сохранить кинопрокат в «Колизее» на базе проекта клубного кинотеатра с арт-хаусом. Говорит, в Европе есть успешные примеры подобного рода концепций. Самый яркий — The Electric Cinema в Лондоне. В этом кинотеатре всего один зал и билеты продаются на месяц вперед, хотя стоят в два раза дороже, чем в среднем по рынку.

«Нам удавалось сохранять культуру некоммерческого кино за счет кино коммерческого, — говорит Федяков. — Для „Колизея“ предлагалась похожая на лондонский кинотеатр экономическая модель — зарабатывать за счет арендаторов, которые открывают общепит по периметру кинотеатра. На средства от аренды можно было восстановить и фойе, и большой зал, все были бы в этом заинтересованы. Если бы обе составляющие заработали, то объект бы приносил деньги».

Старейшим кинотеатрам тяжело выживать на блокбастерах, но они могли бы стать проводникам в мир фестивального киноСтарейшим кинотеатрам тяжело выживать на блокбастерах, но они могли бы стать проводникам в мир фестивального кино

Екатеринбург когда-то имел славную кинопрокатную традицию, и вычеркивать из истории города эту страницу горожанам не хотелось бы.

«Салют» закрывать преступно, это единственный кинотеатр в стране, который вошел в Книгу рекордов Гиннесса за самый продолжительный прокат «Титаника», трижды признавался лучшим региональным кинотеатром СССР и России, входит, как и «Победа» в Новосибирске (тоже кстати, старый, но сохранившийся кинотеатр), в сеть «Европа Синема», пропагандирующую европейское кино. В Париже знают Екатеринбург по «Салюту», и такие знаковые кинотеатры нельзя закрывать», — добавляет Федяков.

Источник в администрации города рассказывает «Моментам», что судьбу кинотеатра пока не решили, планируется рассмотреть разные варианты использования здания.

В «Колизее» должны были создать клуб арт-хауса, но фактически сразу после ремонта он закрылсяВ «Колизее» должны были создать клуб арт-хауса, но фактически сразу после ремонта он закрылся

Человек, долгое время проработавший в кинопрокате и попросивший не указывать его имя, говорит, что старые кинотеатры могли бы пойти по пути московского «Пионера» — сосредоточиться на фестивальном кино.

«В Екатеринбурге публика думающая, арт-хаус востребован, вспомните, как люди шли в „Колизей“, им было все равно как оснащен зал. Но насколько сам город готов поддерживать кинотеатры и такие проекты, наступить на коммерческие интересы и продвигать то, что интересно горожанам. Всем понятно, что с коммерцией работать проще», — говорит эксперт рынка, пожелавший остаться анонимом.

Сергей Федяков добавляет, что с закрытием «Салюта» у горожан практически не останется мест, где можно посмотреть хорошее и правильное кино, Ельцин Центр одним залом не удовлетворит запрос на хорошее кино, все будут есть попкорн и смотреть «Человека-паука».

Все, что хотят оставить горожанам — зрелищное кино с попкорномВсе, что хотят оставить горожанам — зрелищное кино с попкорном

«Киноотрасли не оказывают должную поддержку. Мы сделали фестиваль кино, но выборы закончились, и его не стало, вот наше отношение к культуре и кинопрокату. Можно продолжать искать инновации в металлургии, но они сейчас в креативной экономике. Продукты для экранов гаджетов — это прибыльно, на этом зарабатывает весь мир», — делится с «Моментами» человек, близкий к кинопрокату, попросивший не указывать его имени.

Сегодня большинство старых кинотеатров города перепрофилируют. «Урал» теперь стал Домом музыки, в «Искре» ставит свои спектакли Николай Коляда, «Колизей» передали музею истории Екатеринбурга. Архитекторы и урбанисты не видят в этом ничего плохого.

Александр Самарин из архитектурного бюро «ОСА» говорит, что здания, которые проектировались как кинотеатры, устарели, их пространство и габариты залов не позволяют поддерживать современные технологии.

«Вполне логично перепрофилировать здания под культурные проекты — музыкальные или театральные залы, клубы, создавать мультимедийные центры по примеру модернизируемых московских библиотек, в которых можно проводить лекции, выставки, концерты, показывать кино и открывать какие-то творческие лаборатории. Вопрос к муниципалитету и министерству культуры — готовы ли они брать на баланс и развивать дополнительное образование», — рассуждает Александр Самарин.