В Екатеринбурге заговорили о возвращении легального арт-партизанства: «Улица не будет подчиняться»

null
Фото: Наталья Чернохатова

Екатеринбург в очередной раз подтверждает звание столицы стрит-арта России. После событий в сквере на драме, усилилась активность уличных художников. Знаковые работы появляются в городе если не каждый день, то точно каждую неделю. Рома Инк уже успел «похоронить» свободу слова, неизвестные закрыть все парки и скверы, на Толмачева появился даже памятник арт-партизану, а в Доме Маклецкого готовятся обсуждать, к чему это все приведет. «Моменты» разбирались, почему весной в городе появилось так активизировались художники и чем это связывают люди искусства.

Никита Балтинских, который скрывается за псевдонимом Осип Тофф вместе с Александрой Грачевой, считает, что выход стрит-артистов на улицы может быть вызван социальной активностью. Стены в таком случае становятся дискуссионной площадкой, на которую приходят даже люди нетворческие.

— У общества есть желание высказаться по какому-либо поводу. В качестве одного из вариантов рассматривают уличное искусство, потому что видят, как его система реализуется в Екатеринбурге, что это привлекает внимание, — делится мнением Балтинских.

Фото: Наталья Чернохатова

Некоторые представители арт-сцены подтверждают, в сфере уличного искусства действительно стало много диллетантов. Работ настоящих художников становится даже меньше, но их качество значительно возросло. Сейчас тренд на стрит-арт, каким он должен быть по своей природе, то есть социально значимым. Именно такие работы попадают в информационное поле и делают их автора узнаваемым.

— Граффитисты раньше везде тегировали название своих команд или собственные имена и делали это каждую ночь. Но горожане не воспринимают это как часть стрит-арта, для них это вандализм. Сейчас многие отходят от этой темы, делают концептуальное искусство. К нему больше вопросов, но никто не сомневается, что это искусство, оно заметнее в сетях. Работа с посылом обращает на себя внимание, а простое граффити человек не заметит, — признается художница Мария Тюряева.

Большинство же вовсе не видит особых причин для всплеска стрит-арта. Причину массового появления новых работ художники связывают с началом сезона. Мало, кто готов рисовать в дожди или в -30. А сейчас погода располагает к началу сезона.

— Никто же никого не заставляет заниматься искусством, это инициатива каждого. Просто сейчас начался сезон рисования на улице, в это время года все активизируются. А зимой рисуют в мастерских, — считает граффити-художник Никита Бигги.

Фото: Александр Мамаев

Несмотря на уровень работ, чиновники обеспокоены ежедневным появлением нового искусства на улицах. Депутат Госдумы от Свердловской области Максим Иванов предложил создать «полицию граффити». Ее сотрудники должны будут решать, какой стрит-арт останется, а какой закрасят коммунальщики. Художники над такой инициативой только смеются, работать они в любом случае не прекратят.

— Депутатам надо думать о решении социальных вопросов, которые не требуют отлагательств, а не разбазаривать свое время на вопросы искусства. Они могут создать систему, но уличная сцена не будет ей подчиняться, — транслирует популярное у арт-партизанов мнение Илья Мозги.

При этом Илья Мозги считает, что Екатеринбургу нужна не специальная полиция, а культурный кластер, который позволил бы сообществу художников организовать площадку для дискуссий. Стрит-артист предлагает вспомнить времена галереи «Свитер» и создать его модернизированную версию.