Кто решает за горожан, какую звезду привезти на главный праздник Екатеринбурга

null
Фото: Дарья Попова

В Екатеринбурге стали обсуждать, а что привезут на День города в столицу Урала. Опыт области, где на общегородских праздниках в честь Дня металлурга за пару последних недель засветились такие звездные гости как «Белый орел», Авраам Руссо, «Лесоповал», «Стрелки», Reflex, Жасмин и Александр Айвазов, заставил екатеринбуржцев задуматься, кто же принимает решение по концертам. Как замеряются интересы аудитории и почему Стас Пьеха, а не Иван Дорн?

Понятно, что Дни металлурга — это частные истории на деньги градообразующих предприятий, поэтому все вполне логично — кто платит деньги, тот заказывает музыку. День города проводят на бюджетные деньги, то есть, на налоги жителей, так почему бы не спросить, какой праздник им хочется видеть?

Ежегодно привозами звезд на День города от лица мэрии занимается подразделение управления культуры — «Дирекция городских праздничных мероприятий», которой управляет Илья Марков. Руководитель рассказывает «Моментам», что несколько лет назад он пробовал использовать практику опросов горожан через популярные информационные порталы. Однако успеха это не имело.

«Очень много разных мнений от гороржан, а количество голосующих мизерно по сравнению с количеством населения города. Даже если проголосует от 3000 до 5000 человек, они не отразят мнение всего миллионника», — говорит Илья Марков.

Все уже поняли — за громкими артистами надо идти к сцене РМК
Фото: Дарья Попова

Организаторы говорят, что стараются работать на широкую аудиторию, в городе много разных событий, и модные артисты приезжают на фестивали и концерты, поэтому привозят артиста для людей, которые не могут сделать это в обычное время.

«Конечно, мы хотели бы, чтобы к нам ехали самые топы, но это получается только в юбилейные даты, когда идет увеличение бюджета. В обычные года выбирают из того, что есть, — признается Марков. — Сейчас все артисты дорогие, ценообразование не однозначное».

В последние годы у городской сцены появились серьезные конкуренты в лице площадок РМК у театра драмы и микрорайона Академический. В прошлом году горожане готовы были часами простаивать в пробках, игнорируя праздничный фейерверк, ради встречи с Лободой. Город все равно проигрывает крупным компаниям, так может, пора подумать о смене формата или попробовать поработать с другими организаторами.

Ради Лободы горожане готовы были забыть про праздничный салют
Фото: Марина Молдавская

Компании, которые занимаются привозами звезд на Урал в кулуарных разговорах признаются, что им тяжело даются тендеры в Екатеринбурге.

«Здесь не все прозрачно и чисто, если захотите выиграть тендер на честном уровне, у вас это не получится, — рассказывает „Моментам“ один из участников рынка, попросивший не указывать его имя, добавляя, что работать с малыми городами дается куда проще. — Тендер устраивается для легитимности, но пишется под конкретные компании. Например, организаторами закладывается 20-канальный пульт, какой есть только в Челябинске и Екатеринбурге, и тут же бронируется конкретной компаний, так что остальные остаются в пролете, плюс не у всех есть порядка 2,5 млн за участие в котировке».

Выиграть тендер — полдела, важно успеть забукинировать хорошую звезду, что удается не всегда, в связи с непродуманным планированием. Захоти власти города, можно было бы подстраиваться под масштабные гастроли звезд вроде того же Сергея Шнурова. Понятно, что дату празднования Дня города не перенести, но договориться о сроках проведения прощального тура вполне можно было бы, подсуетись организаторы заранее. Только представьте, День города и последний концерт «Ленинграда» на Плотинке.

«Обычно тендер отыгрывают в начале августа, а мероприятие проводят в середине, конечно, в таком случае остается выбирать артиста по остаточному принципу. К тому же все упирается в бюджеты. Большинство заказчиков стараются попасть в расширенную аудиторию. Иванушки Inernational — это для всех, а насчет „Синей птицы“ надо подумать. Я всегда предлагаю несколько артистов, пусть с меньшими бюджетами, но зато рассчитанные на разную публику, однако большинство хочет отдать всю сумму на одного», — делится с «Моментами» сотрудник одной из компаний-организаторов, пожелавший остаться неизвестным.

Тусовка созрела до классики на Плотинке. Чем мы хуже Парижа?
Фото: Дарья Попова

Опытные организаторы концертов уверенно заявляют — ни в одном городе не будет ассортимента, который бывает на «Ночи музыки», если хочется современных артистов, они не дотягивают по репертуару, чего не скажешь о поднаторевших звездах 90-х и «нулевых». Однако в тусовке говорят, что вовсе не настаивают на Филиппе Киркорове или Басте. Публика, которая годами воспитывалась на «Венском фестивале», теперь не прочь повторить успех Марсового поля в Париже, когда в центре ставят оркестр, приглашают топовых оперных звезд и окультуривают жителей и гостей города.