Будущие мамы все чаще ищут себе партнеров для родов. Обычно соседнее кресло достается супругу, близким подругам или маме и даже свекрови. Но есть еще одна категория людей, так называемые доулы, которые могут и массаж во время родов сделать, и гербарий из пуповины на память смастерить.
«Если взять статистику Областного перинатального центра, в котором с 2011 года начался прием на партнерские роды, то их процент тогда был порядка 10, а теперь приближается к 50, — рассказывает „Моментам“ руководитель службы родовспоможения клиники „УГМК-Здоровье“ Андрей Жилин. — Это становится нормой и даже партнерское кресло в родовой должно находится априори. У коллег из Тюмени в перинатальном центре я даже видел синие и красные ножницы, первые для обрезания пуповины мальчикам, вторые — девочкам».
Обычно женщина зовет в качестве партнера супруга или подружек, но когда они не могут, на помощь приходит доула, которая имеет собственный опыт в родах или образование акушерки. Эта тема пришла к нам с Запада и Европы, где клиники сотрудничают с такими помощницами, выдают им удостоверения сотрудников госпиталя и субсидируют услуги. В России до этого пока не дошли.

«Я в профессии больше 5 лет и могу с уверенностью сказать, что она эволюционировала от подпольной организации с нелегальными понятиями до вполне обозримой. Женщины стали понимать кто такие доулы, врачи стали с ними знакомиться. Мы, можно сказать, вышли из тени, работаем официально, нас уже знают», — делится с «Моментами» доула Мария Мичкова.
Найти помощницу можно в социальных сетях, свои услуги доулы предлагают в Instagram*, Facebook* и во «ВКонтакте». Прайс — от 10 000 до 25 000 рублей. В стоимость обычно входит сопровождение будущей матери до родов, в процессе и после них. Для кого-то все ограничивается парой занятий, а кто-то проводит с доулой не только месяцы, но и годы — от зачатия до окончания грудного вскармливания.
«Задача доулы во время родов — не медицинская помощь, их кодекс это запрещает, а в первую очередь психологическая и физическая — массаж ступней, ароматерапия, устная поддержка. Это немедицинский вариант обезболивания. В Екатеринбурге есть школы, которые сопровождают роженицу во время беременности, если она нашла психологический контакт с педагогом, то приглашает его в качестве партнера», — добавляет Андрей Жилин.

Мария Мичкова, например, дает консультации по слингоношению, сну, послеродовому восстановлению. Если доула обладает знаниями в области ароматерапии, она может дать будущей маме понюхать нужный аромат, чтобы успокоить ее или, если разрешены свечи, в том числе электрические — создать уют вокруг роженицы.
Доула Яна Шуляк помимо поддержки мам в период беременности занимается еще и подготовкой партнеров к родам. «Я все же считаю, что рядом с роженицей должен быть близкий человек. Тем не менее ко мне обращаются как к партнеру, когда родственник идет в отказ. Например, когда муж говорит, „это не мое“ или боится вида крови. Приглашают одинокие женщины, женщины, состоящие в однополых отношениях, девушки, которые перенесли неудачную беременность или сложные роды», — рассказывает «Моментам» Яна Шуляк.
Сегодня доулы приходят в больницы в поисках сотрудничества, например, предлагают размещать информацию о роддоме на своих страницах, проводить экскурсии, чтобы их клиентка выбрала подходящие условия и место для родов. «В будущем все равно хотелось бы, чтобы доулы объединились в какую-то ассоциацию и работали с медучреждениями официально, поскольку пока это не совсем понятное сообщество», — говорит Андрей Жилин.

Все чаще к доулам обращаются с просьбой забрать из больницы плаценту. Яна Шуляк, как медик по образованию, такой шаг не поддерживает, но говорит, что некоторые ее коллеги капсулируют плаценту, делают слепки и даже картины. Средняя стоимость подобной услуги от 8 000 до 10 000 рублей.
По словам Марии Мичковой, в крупных города есть организации, которые учат работать с плацентой — доула забирает ее из роддома и отдает специалистам, которые делают из нее настойку или смузи. Роженица употребляет напиток, который, по словам помощниц, помогает восстановливать силы, останавливает кровотечения, используется для профилактики осложнений. Кто-то делает из плаценты пластырь для заживления ран ребенка или сушит пуповину, из которой потом создают кольца на память.
