Автор главной фразы 90-х и гений, за которым пошла любимая актриса Сталина. Главные герои русского кино были родом с Урала

Автор главной фразы 90-х и гений, за которым пошла любимая актриса Сталина. Главные герои русского кино были родом с Урала

Житель Екатеринбурга вывел на большую сцену любимых актрис Гитлера и Сталина, а уроженец Свердловска стал автором самого известного слогана 1990-х: «Сила в правде». Накануне российского дня кино «Моменты» рассказывают, как Урал влиял на отечественную индустрию кино.

Сто лет назад в Екатеринбурге случились события, которые определили, что и кто будет считаться эталоном женской красоты в Европе и России. Григорий Мормоненко решил стать артистом. Он сменил фамилию на Александров и энергично начал продвигаться в выбранном направлении. Он, как и любители популярного екатеринбургского бара говорил: «Мам, я в ХЛАМ». Только ХЛАМом в то время был клуб, в котором собирались художники, литераторы, артисты, музыканты. Его члены ходили босиком и без шапок. Так они боролись с застывшими театральными традициями и маскировали отсутствие денег. Их набеги на спектакли старого театра, долго помнили в городе. Во время нудного представления они свистели и гремели трещотками предлагали артистам убираться со сцены.

Скандальное поведение привело к тому, что Александров стал чиновником, который отслеживал все спектакли и переделывать их на нужный лад. Вместе с будущим известным кинорежиссером Иваном Пырьевым, которого прибило в Екатеринбург во время Гражданской войны, они создавали художественную самодеятельность в екатеринбургском клубе ЧК. Чекисты и отправили двух скандально прославившихся деятелей искусства на учебу в Москву. Среди прочих понаехавших оба уральца быстро продвинулись. Они прошли внушительный конкурс и попали в театр Сергея Эйзенштейна.

Григорий Васильевич Александров (настоящая фамилия — Мормоненко) — (23.01. 1903)Григорий Васильевич Александров (настоящая фамилия — Мормоненко) — (23.01. 1903)

«Пришли держать экзамен в труппу два парня — однокашника, два фронтовика, два друга, оба из Свердловска, оба в шинелях. Читали стихи, импровизировали. И с восторгом были приняты в труппу. Один — голубоглазый, обходителен и мягок. Другой — груб и непримирим. Один — Александров, другой — Пырьев», — писал Сергей Эйзенштейн.

С непримиримым выходцем из семьи сибирских старообрядцев Иваном Пырьевым Эйзенштейн работал недолго, зато Александрову предложил поездку в Америку и Европу на три года.

Американские кинопродюсеры решили воспользоваться успехом «Броненосца Потемкина», фильма, который снял Эйзенштейн в 1925 году и перенять опыт для американского кинематографа. Эйзенштейну удалось добиться от советского правительства длительной командировки для себя, Григория Александрова и оператора Эдуарда Тиссэ.

Эйзенштейн и Александров — оба имели странное отношение к женщинам. Эйзенштейн дважды женился, но не вступал в интимную связь со своими избранницами. В его фильмах, ставших классикой мирового кинематографа, женщина всегда асексуальна. Григорий Александров так же был неоднократно женат, но с главной женщиной своей жизни — Любовью Орловой за сорок лет брака оставался на «вы».

Режиссёры Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн, Уолт Дисней и оператор Эдуард ТиссэРежиссёры Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн, Уолт Дисней и оператор Эдуард Тиссэ

Высокий, фактурный Григорий Александров быстро влился в мировую кинематографическую тусовку, подружился с Чарли Чаплиным, Бернардом Шоу, Гретой Гарбо, Джеймсом Джойсом и другими героями светской жизни Европы и Америки тех лет. Он участвовал во многих гулянках и разного рода сомнительных развлечениях. Например, в Америке Александров научился обходить сухой закон. Вместе с друзьями он перебирался через границу в Мексику, там устраивал грандиозные гулянки.

Самый значительный вклад в кинематограф во время своей зарубежной командировки Александров сделал, познакомив никому еще неизвестную Марлен Дитрих с режиссёром Джозефом фон Штернбергом. Режиссёр в берлинском варьете искал героиню на роль в первом немецком звуковом фильме «Голубой ангел». В варьете они пришли вместе с Эйзенштейном и Александровым.

Марлен Дитрих в 1933 годуМарлен Дитрих в 1933 году

Григория послали познакомиться с девушкой. Знакомство вылилось в краткий роман, который рикошетом выстрелил по кинематографу Германии и СССР. В нацистской Германии Марлен Дитрих стала любимой артисткой Гитлера, хотя и осталась в истории и той единственной, которая ему отказала. Александров, вернувшись на родину нашел аналог — Любовь Орлову — любимую артистку Сталина. В 1930-х Сталин часто вечерами звонил Орловой и они часами разговаривали. На некоторых фотографиях сходство этих двух женщин настолько поразительно, что их трудно отличить друг от друга.

После Америки пути Эйзенштейна и екатеринбуржца Александрова разошлись. Александров начал снимать собственный фильм «Веселые ребята» и, подбирая артистку на главную роль, познакомился с Любовью Орловой. Многие недоумевали, почему он сделал ставку на старуху. Орлова была старше Александрова на год, ей исполнилось 32 года. Ее партнер по фильму — Леонид Утесов — откровенно заявил Александрову: «Где ты откопал эту калошу?» После свадьбы отношения между супругами были странные. Спали они в разных комнатах, всю жизнь общались друг с другом на «вы», но это не помешало им снимать самые популярные в СССР фильмы и всегда оставаться в топе светской хроники.

Орлова ввела моду на вечную молодость. Одна из первых в Советском Союзе стала делать пластические операции, роскошно одевалась, следила за всеми контактами мужа. Вместе с ним несколько раз посещала Свердловск. Первый раз это произошло после шумного успеха «Веселых ребят» и «Цирка» в 1936 году.

«Сегодня днем на улице видела кого бы вы думали? Любовь Орлову, да! Она была в шикарной шубе и темных очках, укутанная в красивый пуховый платок. Шла в сопровождении трех мужчин, гуляла по городу», — писала местная жительница.

Позднее, в одном из своих интервью, Любовь Петровна вспоминала, как в первый приезд в столицу Урала выделила несколько часов для прогулки по Свердловску, городу в котором родился ее муж — знаменитый режиссер Григорий Александров. В 1956 визит на родину мужа вышел запоминающимся.

«…1956 год, 19 сентября — Омск и районы. Вечером 20-го в Новосибирск. Из Новосибирска в Свердловск. В Новосибирске в гостинице хозяйничали тараканы, но это была мелочь, ибо в Свердловске по гостиничному коридору пробегали крысы…», — из гастрольного дневника Орловой.

Как говорит народная мудрость: умную женщину мужчина почти не ощущает на своей шее. В паре Александров — Орлова Любовь Петровна жестко держала дисциплину и не допускала развития никаких сексуальных скандалов.

Любовь Орлова и Григорий АлександровЛюбовь Орлова и Григорий Александров

А вот Марине Ладыниной — жене Ивана Пырьева — бывшего друга Григория Александрова это не удалось. От сексуальных домогательств Пырьева пострадали десятки актрис, которых он снимал. Бывшие партнеры по екатеринбургской сцене к концу 1930-х жестко поделили кинематографический рынок. Голливудскую мечту на советский лад с единственной главной героиней — Любовью Орловой стал воплощать Григорий Александров. Пырьеву достались колхозники и рабочие. В большом кинематографе он удержался благодаря протекции Сталина, который увидел один из его фильмов. Два выходца из Екатеринбурга почти на полвека полностью закрыли кинематографический рынок СССР. Их фильмы «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Весна» (Александров) «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки» (Пырьев) стали суперхитами, а главные героини — жены режиссеров — Любовь Орлова и Марина Ладынина определили, о чем мечтать советской женщине.

Кадр из фильма режиссера Ивана Пырьева «Испытание верности», 1954 год.Кадр из фильма режиссера Ивана Пырьева «Испытание верности», 1954 год.

Перечислять всех уральцев, оставивших след в кинематографе было бы долго и немного провинциально, потому сюжет следующей истории, изменившей Екатеринбург, лишь косвенно связан с кино. После глянцевых картин Александрова и Пырьева, наступило время рабочих лошадок. Героями кинематографа стали не только красавицы с обложек журналов, а простые люди. Большой социальный заказ поступил на освещение труда отдельных профессий, в том числе тех, кто стоит на страже порядка: милиционеров, пограничников, чекистов. Среди тех, кто подвизался на этой ниве был кинорежиссер и сценарист Гелий Рябов. Начинал он как следователь, затем подался в писатели, оттуда в кино. Большую популярность у зрителей завоевали снятые им телесериалы «Рождённая революцией» (1977) — о советской милиции и «Государственная граница» (1980) — о пограничных войсках.

Евгений Жариков и Наталья Гвоздикова в фильме «Рождённая революцией»Евгений Жариков и Наталья Гвоздикова в фильме «Рождённая революцией»

Неизбалованные сериалами советские зрители очень благосклонно отнеслись к его работам. На этой волне Гелий Рябов стал внештатным консультантом министра внутренних дел СССР Николая Щелокова. В 1984 году Щелоков застрелился, за шесть лет до этого под предлогом поиска натуры для съемок нового фильма о революции Гелий Рябов приехал в Свердловск с негласным заданием — найти могилу последнего царя. Обстоятельства поиска и находки и сегодня выглядят немного фантастическими: замешанный в дело советский министр, слабая активность КГБ, улыбнувшаяся искателям удача. Но факт остается фактом. Кинорежиссер в Свердловске познакомился с геологом Александром Авдониным, который тоже мечтал найти царскую могилу. Объединив усилия им удалось сделать то, чего не добилось белое следствие — найти захоронение. Спустя годы пути Авдонина и Рябова разошлись. Оба настаивали на своей ключевой роли в обнаружении останков. Оба много сделали, чтобы эта тема не слилась с повестки дня. Фактически геологу и кинорежиссеру мы обязаны, что Екатеринбург был туристически актуализирован как Цареубийск (одно из предложенных переименований Екатеринбурга в 1923 году). Карту царских останков политики и церковь разыгрывают до сих пор.

Третий персонаж из нашей подборки, родившийся в Свердловске кинорежиссер Алексей Балабанов. Его фильмы «Брат» и «Брат-2» стали той правдой, которую жители бывшего СССР решили запомнить о 1990-х. Культовая фраза из «Брата» «Сила в правде» стала слоганом, который взял для своего ЖЖ Евгений Ройзман, разошлась на мерчи и граффити.