Современные школьники отказываются от высшего образования. Они открывают собственный бизнес, сидя за партой, или добиваются таких успехов, что их без дипломов принимают на работу крупные корпорации. Даже те, кто поступают в вуз, чтобы не расстраивать родителей, спустя пару месяцев разочаровываются в образовании.
Арсений Береснев в свои 17 является программистом-разработчиком цифрового направления «УГМК-Телеком». Сейчас он занимается обучением искусственного интеллекта для определения патологий по рентгеновским снимкам. Арсений рассказывает «Моментам», что принял участие в Инжериаде (конкурс производственных идей среди школьников, которую проводит УГМК в Верхней Пышме), после чего ему поступило предложение войти в штат компании.
Молодой инженер начал создавать роботов в 6 классе, тогда же стал осваивать программирование, а позже стал работать над играми и заниматься веб-разработкой. Всему учился сам, и в 10 классе поступил в IT-школу Samsung, ушел спустя месяц, потому что его не устраивал формат. Бересневу нравится не просто получать информацию и выполнять задания, а самому ставить перед собой задачу и реализовывать ее.
«Я в этом году окончил 11 класс, но решил пока не поступать в вуз, потому что у меня уже есть работа. Высшее образование нужно получать, когда понимаешь, с какой целью ты это делаешь, а просто ради наличия диплома — это бессмысленно», — говорит Арсений Береснев.

Максим Чумин и его партнер по бизнесу Сай Есенбаев во время обучения в школе заинтересовались комиксами, хобби вылилось в совместный проект — независимое издательство «Параллель Комикс» и «Агентство параллель», Максиму тогда было 17. Молодые люди получили лицензию Marvel на выпуск комиксов на русском языке, и растиражировали свои книги на все комикс-магазины Москвы. Выручка компании сейчас доходит до 15 млн рублей в год.
Отказ от обучения в вузе родители смогли принять только спустя какое-то времени, но без образования Максим все же не остался. Сейчас он проходит обучение в столичной школе Родченко.
«В старших классах у ребят по большому счету нет конкретного понимания, что они хотят делать, а у большинства парней все сводится к простой задаче — откосить от армии, — рассказывает „Моментам“ Максим Чумин. —Я и мой младший брат всему учимся в сообществах, созданных вне школы. Мне кажется, если не поменять установки и не внедрить программы в духе gap year (академический год — прим.ред.), когда выпускник может год после школы пожить для себя, попробовать себя в чем-то и определиться, чего он хочет от жизни и от образования, все останется на прежнем уровне, и это печально».

19-летний Дмитрий Гурьев с 10 класса стал развивать собственный проект — Центр привлечения инвестиций и поддержки стартапов. Его бизнес сегодня оценивается в 15 000 000 рублей.
«Я поступил в УрФУ на факультет фундаментальной и прикладной физики, проучился полгода и ушел, потому что академическое образование далеко от реального мира, в вузе не учат закрывать реальные потребности людей, а мне хотелось именно этого, — рассказывает „Моментам“ Дмитрий. — Плюс я не успевал развивать проект, кратно расти и одновременно учиться».
Молодой бизнесмен готов при необходимости вернуться к обучению, но только в случае, если в этом будет реальная потребность, например, в том, чтобы управлять транснациональной компанией или пойти в государственные структуры.
«Поступление в вуз не является обязательным для тех, кто с ранних лет учится программировать или знает несколько языков, кто добился какого-то социального успеха, умеет распоряжаться своим временем и кто ставит перед собой цели менять этот мир», — говорит Дмитрий Гурьев, добавляя, что 90% людей из его окружения считают обучение в вузе пустой тратой времени.

Студенты первых курсов в уральских университетах рассказывают, что видят среди своих ровесников тенденцию «создания успеха» без высшего образования.
«Мир перевернулся, больше 50% школьников к 18 годам имеют профессиональные навыки и возможность зарабатывать без диплома. Те, кто на „ты“ с современными технологиями, легко обучаются, — рассуждает студентка УрФУ Кристина. — Университет дает традиционные теоретические знания, которые в 80% случаев неприменимы на практике. Учебники, на которых основано преподавание гуманитарных дисциплин, зачастую описывают процессы, актуальные в период 2000—2010 годов, а то и раньше. В основном только молодые преподаватели стремятся сделать учебный процесс увлекательным: с реальными кейсами, которые легко применяются в дальнейшей профессиональной деятельности».
Идеальный расклад, по мнению, сегодняшних студентов — начать активно работать с первого курса, не важно, волонтером, стажером или устраиваться в штат. Из практических плюсов университета они называют разве что профессиональные связи, говорят, что многие успешные бизнес-проекты часто запускают одногруппники.

В обществе сегодня действительно преобладает мнение, что качество образования снижается, говорит социолог Дмитрий Трынов. Критика, по его мнению, объективная, как с точки зрения актуальности знаний, так и с точки зрения их качества.
«Нанесен удар по вузовскому образованию — введены рейтинги эффективности, университеты лишаются аккредитации. Но все-таки я бы не согласился с тем, что ценность обучения в вузах снижается, все-таки большинство выпускников понимают, что это один из немногих гарантированных социальных лифтов в обществе, которые дают возможность получить статус в обществе», — рассказывает Дмитрий Трынов.
И хотя руководитель пресс-службы HeadHunter по федеральным округам Елана Таращук подтверждает тот факт, что на рынке наметилась тенденция, когда часть школьников откладывает получение высшего образования, все же это не окончательное решение.
«Даже если сейчас подросток не чувствует необходимости в дальнейшем обучении, со временем, скорее всего, он поймет, что нужно получать профессиональные навыки, которые могут потребоваться ему на данном этапе развития», — подытоживает Таращук.
