Аналитики рынка недвижимости рассказывают, что в последние два года в центре Екатеринбурга наметилась активная застройка. Архитекторы и девелоперы тут же вспомнили о реновации по типу Москвы, которую в уральской столице обсуждают уже не первый год. Все понимают, что расширяться городу некуда, застройка в центре плотная, поэтому рано или поздно встанет вопрос, что сносить. На фоне этого скандал с филармонией может оказаться репетицией.
По данным Уральской палаты недвижимости, представленным на профильном форуме, в Екатеринбурге существенно выросли объемы жилья, возводимого в центре и на прилегающих к нему территориях. Согласно статистике, увеличение наметилось с 2015 года, зафиксирован рост с 33% до 47% от общего рынка. Такие показатели, не могут не натолкнуть на разговоры о реновации «по-собянински».
Аналитик УПН Михаил Хорьков говорит, что снос устаревшего жилья — это неизбежность для любого развивающегося города. Но подходить к этому нужно осторожно.
«Мы к этому придем, но медленнее и не в таких масштабах, как в столице. Сносить дома будут более точечно, а не кварталами и районами. В силу ограниченного бюджета», — говорит Михаил Хорьков.

Что касается финансовой стороны вопроса, еще пару лет назад администрация города анонсировала реновацию по типу московской и даже собиралась искать спонсоров для реализации проектов на «Иннопроме». Тогдашний вице-мэр Андрей Корюков рассказывал, что хрущевки изнашиваются спустя 50 лет после строительства, и говорил о проекте, в котором значились десятки домов, которые пойдут под снос на Уралмаше.
Компания «Атомстройкомплекс» уже участвует в расселении старого жилфонда. Речь идет о ветхом и аварийном жилье. Так, за годы освоения площадки ЖК «Северное сияние» на Уралмаше девелопер расселил 14 домов, помимо этого работа ведется компанией в разных районах города. Гендиректор «Атомстройкомплекса» Валерий Ананьев считает, что этот опыт можно использовать для объектов поздних лет постройки, в том числе, и для пятиэтажек.
«Проблема панельного жилья неизбежно возникнет в ближайшие десятилетия. Нам, застройщикам, очень хотелось бы подхватить московский опыт реновации. Тем более, что за последние пару десятилетий произошел серьезный технологический скачок, и теперь у нас есть возможность строить самое современное жилье, — рассказывает „Моментам“ Валерий Ананьев. — Важно, что на месте расселенных территорий формируется совсем иная городская среда — безопасная, благополучная, а новые жилые комплексы становятся драйверами развития таких территорий».
Риелторы однако видят и обратную сторону расселения хрущевок, говорят, что это дорогое удовольствие для застройщиков, и не каждый согласится на подобную практику. Одну пятиэтажку не расселить, нужно как минимум 3-4, ведь правило застройки ужесточаются, и поставить «свечку» сегодня недостаточно, нужно снабдить дом инфраструктурой, а для этого нужны большие по площади участки. К тому же у самих жильцов растут аппетиты, когда им начинают говорить о переселении, возникают частные конфликты, как в случае с филармонией. Архитектор Андрей Рудаков ставит еще один важный акцент — важно, чтобы застройщик был добросовестным и не построил жилье ради галочки и наживы, поэтому подключать к проектам нужно проверенных девелоперов.

Член Градостроительного совета, архитектор Борис Демидов вспоминает опыт реновации в Екатеринбурге, который был 26 лет назад при мэре Аркадии Чернецком. Тогда власти и застройщик решили правда не снести, но модернизировать один из домов на Белореченской по опыту французов. Надо отметить, что жильцы потом заявляли, что лучше бы дом снесли, так как обещанную мансарду им не построили, то есть новые квартиры так и не появились, а чиновники осознали, что затраты на реальную реновацию требуются большие.
«Районы с пятиэтажными домами можно обновлять в рамках одной кампании, а в центре сложнее — дома здесь вкраплены в городскую ткань, поэтому надо рассматривать каждый случай в отдельности, решать что нужно реанимировать, а что сносить», — говорит Борис Демидов.
Архитектор проектного бюро «ОСА» Александр Самарин добавляет, что срок службы пятиэтажек во многом дискуссионный вопрос и повод для популистских заявлений. В Германии и Франции такие дома, например, реконструируют и модернизируют, а не сносят.
«В результате реновации фактически происходит банальное увеличение этажности и плотности застройки. В результате город теряет очень комфортный формат жилья — 5-этажный дом — и уникальные типологии, такие как 2-этажные дома. В идеале реновация должна вести не к выхолащиванию типологии городского жилья, а увеличению разнообразия», — подытоживает Самарин.
