Уральские дизайнеры начали продвигаться за границей. Правда пока далеко от России отходить не хотят и открывают бутики в соседнем Казахстане, параллельно заявляя амбиции на крупные европейские города. Эксперты сразу насторожились: местные кутюрье наоборот готовы отдать последнее за шанс стать популярным в России, потому что публика знает дорогу только до Zara и H& M.
Ushatava пока осторожничает за границей. В одном из ТЦ Алматы появился поп-ап магазин от уральского бренда. Работать будет, судя по вывеске, только до 31 октября, а после — Алиса Ушакова и Нино Шаматава обещают полноценный бутик. В разговоре с «Моментами» представители бренда отметили, что пока не готовы комментировать выбор Казахстана в качестве первой площадки для расширения Ushatava, но обозначили соседей, как самых активных покупателей онлайн.

Еще один уральский бренд 12storeez практически одновременно с конкурентам обозначил интересы на казахских потребителей. Появление бутика, открытие которого намечено на декабрь, кажется вполне логичным, если как минимум просмотреть соцсети бренда. В комментариях к вещам часто появляются вопросы о доставке в Казахстан и просьбы скорее сделать физическую точку хотя бы в столице.
Но эксперты скептически относятся к новоприобретенному статусу международных брендов. Все же для уральских марок проще вложиться в магазин в Казахстане, где есть хоть какой-то процент потенциальных клиентов, чем ждать у моря погоды на европейском рынке. Чтобы быть успешным на Западе мало просто открыть магазин, нужно работать с дистрибьютерами, вкладываться в местные недели моды и терпеть конкуренцию чаще всего под одной крышей.
— У уральских дизайнеров в Европе нет имени, поэтому их вряд ли заметят сразу. Чтобы раскрутиться, нужно поставлять одежду в мультибрендовые шоу-румы, например, в Милане или Париже. И так минимум три года, чтобы потребитель присмотрелся к коллекциям и запомнил марку. Один сезон присутствия на западном рынке обойдется дизайнеру минимум в 5000 евро, и не факт, что эти вложения окупятся. Тех, кто продается успешно, единицы, — рассказала «Моментам» дизайнер Юлия Скалатская.

Столичные эксперты отмечают, что оценивать местную индустрию по поведению казахстанских дизайнеров уральцам не стоит. Те, наоборот, стараются пробиться на русский рынок. В отличие от наших кутюрье, они готовы платить даже за недели моды. Но и такие вложения не окупаются. На родине никто не готов платить за малоизвестные имена. Поэтому потребитель или довольствуется масс-маркетом, или идет в люкс. В таком состоянии fashion-индустрия стран СНГ должна вызывать много опасений. Но причина кризиса в том, что предлагают местные бренды, а не в отсутствии денег у потребителя.
— В Казахстане только формируется культура потребления дизайнерских вещей, несмотря на то, что ценник на них часто ниже, чем в масс-маркете. В коллекциях много национального колорита, который никто не хочет носить. Большинство брендов закрываются после первого показа, их основная проблема — нет ориентации на потребителя, его запросы, только попытка сделать местечковый high fashion. При прочих равных, появление на рынке уральских дизайнеров, которые отшивают качественную базу, могут дать хорошие показатели по продажам. Они будут восприниматься как реальная альтернатива H& M. Но говорить о том, что после Казахстана можно открывать бутик в Европе, не приходится. Специфика индустрии очень разнится, — пояснил «Моментам» байер для столичных бутиков.
При этом во многочисленных интервью представители уральских брендов подчёркивают, что амбиции к присутствию в Европе у них есть. Например, в Ushatava грезят Парижем, а после Азией и США. Сестры Голомаздины из 12storeez ведут себя куда скромнее, пока только сайт перевели на английский язык, чтобы иностранцы смогли заказать доставку без гугл-переводчика.
