Набережную вдоль реки Исеть от улицы Куйбышева до Малышева облагородили и сделали в едином стиле, но не учли один момент. В квартале сохранились старые дома, которые оказались никому не нужны и они, по словам местных жителей, выбиваются из общего вида. Снести постройки не могут, потому что они находятся под охраной как памятники архитектуры, но и восстанавливать не спешат, потому что у домов разные собственники и разные планы.
Пожалуй, единственный удачный пример реставрации в новом квартале — дом на Горького, 14а. Собственник привел его в порядок, а одна из жительниц города, фотограф Екатерина Засухина, разбила под окнами здания городской сад.
— Когда-то Горького хотели сохранить как улицу краснокирпичных домов, но большую их часть вырубили, а наиболее полноценный участок от Малышева до Энгельса изуродовали стеклянными офисными зданиями, — рассказывает «Моментам» зампредседателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Юрий Курашов.
Больше всего вопросов вызывают дома вокруг клубного дома «Ривьера». Один из них — на Карла Маркса, 2, оказался посаженным в яму.
— Выглядит смешно и говорить, что это такая градостроительная охрана, наверное, не совсем правильно. Дом мало, что представляет, он в ужасном положении, потому что ходить можно фактически по его крыше, — рассуждает Юрий Курашов. В идеале его нужно было выдернуть из земли, выровнять, чтобы в яме не собиралась вода, но это все вопрос денег и вопрос проектирования.
Второй объект — наполовину сгоревший особняк на перекрестке улиц Горького и Карла Маркса. Ранее застройщик клубного дома заявлял в СМИ, что он собирается восстановить усадьбу Звонарева и сделать из него частное жилье. В обществе охраны памятников говорят, что вернуть городу здание можно только путем сноса.
— Придется заново закладывать фундамент и восстанавливать постройку в новых материалах, это называется воссоздание, — поясняет Курашов. — Я противник принятия таких объектов на госохрану, потому что подлинности в нем уже не будет. Если его заново построят, какой это памятник?
Обязательства по реставрации особняков у собственников есть, однако, далеко не каждый способен проделать эту работу, поскольку она финансово затратна.
— Процедура восстановления памятника не из дешевых, если человек ценит красоту и у него есть лишние средства, тогда он вложится, но нужно понимать, что на этом много не заработаешь. Я сам хотел восстановить дом и проживать в нем, но с финансами стало сложно, поэтому решил продать, — делится с «Моментами» собственник дома на Горького, 28а, попросивший не указывать его имени. — Памятники нужно реставрировать, тогда они не будут выделяться из общего ансамбля, а будут добавлять некую изюминку набережной и создавать благоприятный облик города.
Архитекторы говорят, что ЖК «Кандинский», «Ривьера» и штаб-квартира РМК задали новый масштаб застройки, поэтому памятники и иные малоэтажные дома стоит рассматривать, скорее, как элементы благоустройства. Но на это благоустройство тоже требуются деньги. В 2007 году, когда в области запустили волну приватизации памятников, власти продали несколько домов в Невьянске и Ирбите, но ни один из них сейчас не работает. Единственный полезный опыт, на который ссылаются эксперты — покупка СКБ-банком (входит в «Группу Синара») участка здания бывшего госпиталя Верх-Исетского завода на ВИЗ-бульваре. Само здание ушло «за рубль», но участок под ним обошелся почти в 22 млн рублей.
Архитектор проектного бюро «ОСА» Александр Самарин говорит, что в идеале квартал должен был стать частью комплексного развития территории. Первое, что должны были сделать власти города — разработать концепцию квартала, после чего продавать или раздавать под нее участки застройщикам, а не просто повесить на них дома в качестве обременения.
— Бюджеты их проектов рассчитаны под другую логику, поэтому может не хватить денег на качественную реставрацию, — рассуждает Самарин. — Сейчас просто имеет смысл передавать постройки заинтересованным людям под какую-то программу или функцию, но для этого нужно собирать рабочую группу, нужна дискуссия при комитете архитектуры и выработка единых регламентов. Дома должны быть качественно реконструированы, а не так, что окна и двери заменили на пластик. Кроме того, важно определить функцию зданий в квартале, может, их объединит одна организация-оператор с какой-то коммерческой составляющей.
Так или иначе государство в лице управления охраны памятников должно утвердить часы икс, к которым здания должны быть восстановлены, подытоживает Курашов, если этого не происходит стоит изымать собственность у недобросовестного владельца и выставлять на торги.
