Создатели главного документа, по которому будет развиваться Екатеринбург до 2035 года, решили обсудить его с архитектурным сообществом города и сразу получили критику. Разработчики Генерального плана развития Екатеринбурга обозначили основные приоритеты до 2035 года, но не учли пробки и жизнь в спальных районах.
Главной стратегической задачей разработчики видят создание удобной транспортной системы. Цель: пересадить горожан с автомобилей на общественный транспорт. В перспективе рассматривается запуск расширенной трамвайной сети и двух веток метро. Как только баланс будет смещен в сторону общественного транспорта, можно будет говорить об улучшении качества жизни, считают разработчики Генплана. Критикующие в зале архитекторы высказали претензию, что разработчики не учли, что город к 2035 году в своем развитии выйдет за пределы ЕКАДа. И что тогда они будут делать с пробками?
— Этот Генеральный план из прошлого века. Я не увидел никаких инноваций и соответствий современным требованиям горожан. Главная цель этой работы должна быть — повышение качества жизни горожан. А это значит, тут должна была быть разработана оптимальная система транспорта, которая бы позволяла ускорить время перемещения и комфорт для жителей Екатеринбурга. У нас 40% населения Екатеринбурга и за его пределами приезжают работать в центр, тратя по два часа на дорогу в обе стороны, — прокомментировал «Моментам» архитектор Александр Стариков. — Плюсом эта неправильная система транспорта вызывает экологические проблемы. Екатеринбург — самый грязный город. У нас нет вредных производств. Главный вредитель — автомобиль. Когда они стоят в пробках — это загазованность в городе. Эту проблему представленный Генплан не учел никак.

Второй ключевой момент, который вызвал споры среди профессионального сообщества — строительство новых районов и борьба с точечными новостройками в центре. Единственный плюс Генплана, который одобрили архитекторы, это то, что существующие площади под промышленными предприятиями хотят оставить в резерве, а не занимать их новостройками.
— Генплан не должен быть документом, который разрешает все. Отменили зонирование по этажности. Высотность, значит, нигде не будет регламентироваться. И зоны потенциальной застройки не регламентируются. Получается, борьба с точечной застройкой будет только на словах, — прокомментировал «Моментам» архитектор Андрей Шушлебин. — В текущей версии Генплана значительная часть территории не попала в освоение, это напрягает многих застройщиков. Сегодня дисбаланс между жилыми зонами и теми территориями, куда люди приезжают работать. Механизмов того, как сбалансировано расположить по городу места для работы горожан, никто не предложил. А из этого исходит и транспортная проблема.
Нерешенным остался в Генплане вопрос и со спальными районами. Как будут работать со старой застройкой и памятниками архитектуры.
— Половина население живет в панельных домах советского времени, с плохой инфраструктурой. И эти районы монофункциональны. Максимум — там может быть построен детский сад. В Генплане не учли это и не прописали меры по модернизации этих гетто и не просчитали многофункциональность этих районов, — добавил Стариков.
Больше всего архитекторов возмутил тот факт, что советоваться с профессиональным сообществом разработчики Генплана вышли на финальном этапе, а не при формировании задач, которые должен был бы решать документ. До этого разработчики Генплана советовались с градостроителями из других городов.
— Я как градостроитель не увидел никакой изюминки для города, которым всегда гордимся. Вы ничего не обсуждали с коллегами из города, но обсуждали из других городов, — сказал на встрече архитектор Михаил Вяткин.
Разработкой Генплана занималась МБУ «Мастерская Генерального плана».
