Падение рубля может полностью изменить потребительские привычки. Тред на осознанное потребление рискует стать реальностью — вместо покупки одной сумки от Fendi элита не будет смотреть в сторону люкса вообще. Экономисты считают, что горожане вынуждены будут пересмотреть свои траты, но бизнес от этого только выиграет.
Экономисты признают, что фешн-рынок может пострадать одним из первых. Горожане вместо одежды будут вкладываться в более крупные покупки из-за страха, что техника и авто станут еще дороже.
— То, что люди вынуждены будут тратить меньше — это очевидное следствие. По опыту могу сказать, что сначала выручка магазинов резко вырастет, потому что люди будут скупать продукты отложенного спроса, а потом обвалится. Экономить будут прежде всего на одежде, обуви и гаджетах в пользу продуктов питания, — считает финансист Виталий Калугин.

Локальные дизайнеры могут получить профит от лопнувшего потребительского пузыря. Они не уступают по качеству большим модным домам, но всегда находятся в их тени. С ростом курса шопинг туры за границу становятся слишком затратными даже для состоятельных уральцев. Поэтому они начнут голосовать рублем за местные марки одежды.
— Обвал рубля может сыграть на руку маркам, которые имеют производство в России. Екатеринбург может стать новой модной точкой на карте России, причем сейчас он находится в выгодном положении — больших люксовых бутиков в городе практически не осталось, а представители среднего класса и выше не могут улететь на шоппинг в Европу. Многие дизайнеры на новый сезон уже выкупили ткани по старому курсу, что поможет сдержать рост цен, — пояснил экономист Павел Щеглов.

Переход к новой модели экономики может быть болезненным для бизнеса, считает сооснователь первого на Урале haidshop`а Александр Чмелёв. Но отказываться от открытия нового магазина или запуска производства тоже не стоит — идеального времени все равно не дождаться, а при правильном планировании развитие будет идти планомерно. В долгосрочной перспективе турбулентность экономики бизнесменам на руку.
— На мой взгляд ситуация двоякая: есть перспектива долгосрочная, и краткосрочная. В краткосрочной, конечно, будет тяжело. Потому что сырье, те же швейные машины — иностранного производства. Как ни крути, будет увеличение издержек и, как следствие, цен. Но падение рубля делает нас привлекательными для экспорта. Насколько предприятия готовы делать поставки за границу — другой вопрос. Замыкаться внутри одной страны в такой ситуации — глупо, — высказал мнение Александр Чмелёв.
Экономисты подтверждают, компаниям придется придумывать уникальные продукты, которые сделают их заметными на рынке, копировать друг друга — значит остаться без выручки. Причина та же — ориентация на иностранцев, для которых надпись на кириллице — важный фактор для покупки, и горожан, которые уйдут от масс-маркета из-за пересчета курса и взвинченных цен.
