Новая реальность во время пандемии может навсегда изменить офисные пространства и внутреннюю этику компаний. По данным исследования «Работа.ру» больше половины россиян высказали желание вернуться в офис после вынужденной удаленки. Но там их ждут серьезные перемены — к коллеге за соседним столом придется стучать через стеклянную перегородку, а кулер, который был традиционным местом тусовок белых воротничков будет обнесен красной лентой.
Изменения уже начали вводить в российских офисах компаний, несмотря на то, что во многих регионах пока сохраняется режим самоизоляции. Многие сотрудники признаются в резком падении продуктивности — дома очень сильно манит кровать, телевизор и кухня — традиций работать из дома в России нет и похоже формироваться она даже с катализаторами в виде карантина будет достаточно долго.

Первое, что обнаружили офисные клерки, когда вернулись на свои рабочие места — проверка температуры на входе, обязательная дезинфекция и маски или защитные экраны. Особенно если работа предполагает общение с клиентами или забеги из одного отдела в другой.
— Из опен спейса наш офис превратился в стеклянные соты. Рабочее место каждого огородили, но не думаю, что в этом есть какой-то толк — все равно мы дышим одним воздухом. Некоторые сотрудники начали работать во вторую смену — с шести вечера до двух-трех ночи. Раньше начальство поднимало вопрос об увольнении сотрудника, если он задерживался так долго, готовили, что если кто-то не может выполнить все задачи за восемь часов, значит он не компетентен. Теперь все понимают, что ночью и в офисе, и на улице людей нет и риск заразиться минимальный, — рассказал «Моментам» сотрудник IT-компании Tomhunter Максим Куриленко.

Сотрудников, которые бояться подцепить коронавирус в офисе, несмотря на все меры предосторожности, изолируют в отдельных комнатах. Фактически, они получают отдельный офис площадью несколько квадратных метров. Такой принцип взяли на вооружение некоторые крупные федеральные банки. Правда привилегии касаются тех, кто не работает с клиентами напрямую, а занимается бумажной волокитой за закрытыми дверями. Бизнес-ланчи также перестали быть временем общего сбора для общения.
— Главное из нововведений — нам запретили заказывать еду в офис. Либо приносишь с собой, либо ешь где-то за пределами рабочего пространства, что довольно проблематично, учитывая, что рестораны до сих пор закрыты. На кухню нельзя входить больше, чем по двое, и пользоваться общей посудой. Зона отдыха с кикером закрыта на ключ, — признается сотрудник крупного федерального банка Илья Наумов.
По мнению генерального директора марки 12storeez Ивана Хохлова, российским компаниям придется привыкать к тому, что работа из дома станет новой нормой. Присматриваться предлагает к опыту мировых корпораций вроде Google и Amazon, которые оставят своих сотрудников на удаленке и после пандемии. В Германии же это право вовсе планируют внести в трудовой кодекс. В качестве предложений для тех, кому приходится работать «в поле», Хохлов озвучивает медицинские страховки для сотрудников и наличие в компании специального человека, который контролировал бы ношение масок и перчаток.

Экономисты опровергают мнение многих, что коворкинги станут популярнее. По их мнению, они так и останутся местом обитания фрилансеров, которые не имеют одного постоянного работодателя. Связано это с тем, что руководство компаний поднимет вопрос — кто должен оплачивать новое рабочее место сотрудников. Рядовые менеджеры просто не будут отдавать из своей зарплаты несколько десятков тысяч рублей за возможность работать не за кухонным столом. Также компаниям невыгодно нарушать внутреннюю логистику и рассаживать подчиненных по разным концам города.
— Коворкинги по мерам безопасности ничем не отличаются от офиса, возможно, они даже опаснее. Допустим, если за месяц пользования рабочего места нужно отдавать 10 тысяч рублей, а в компании 100 сотрудников — это миллион. Офис в центре можно снять за 200 тысяч, если выдвигать завышенные требования. При антикризисном менеджменте постоянный переход на удаленку — непозволительная роскошь. Также нужно помнить, что условия договоров аренды могут быть разными, — резюмирует экономист Ярослав Баранов.
