Сотрудники крупных компаний отмечают, что в коллективах начали возникать конфликты из-за HR-сортировки: кто останется работать из дома, а кто вынужден будет вернуться в офис. У каждого есть претензии, которые больше выглядят как капризы двадцатилетних.
Психологи первыми начали наблюдать в коллективах российских компаний конфликты между теми, кто вернулся на свои рабочие места после самоизоляции из-за коронавируса, и теми, кто остается работать в удаленном формате. Об этом заявляла заведующая кафедрой педагогики и медицинской психологии университета им. И.М. Сеченова Мария Киселева в интервью РИА «Новости».
Некоторые компании выводят на работу только 30% сотрудников, чтобы соблюдать меры социального дистанцирования в опен-офисах. Списки составляют с закрытыми глазами. В отдельных случаях всех делят на три категории: кто будет работать из дома, кому разрешено приходить на принципиально важные совещания и кто вернется к докарантинному формату. При этом проблемы есть и у тех, и у других. С удаленки сотрудники жалуются на низкую эффективность. А белые воротнички — на необходимость еженедельно сдавать тесты на Covid-19.

Проблемы лежат еще и в плоскости заработной платы. Тем, кого отправили на вечную удаленку, в некоторых случаях сократили и зарплату — в среднем на 20%. А из-за того, что даже не видясь за рабочими компьютерами в одном помещении, сотрудники умудряются делиться друг с другом всеми сплетнями.
— У нас в компании тех, кто остался на удаленке, формально сократили. Зарплату мы теперь получаем в конвертах. Перед снятием карантина ездили подписывать специальную бумагу, что не возражаем о сокращении зарплаты. Офисникам ее не урезали, а менеджеры теперь полностью зависят от продаж, основную часть оклада сократили на 20%. Как нам объяснило начальство, потому что мы не тратим ни времени, ни денег на дорогу, а значит можем более продуктивно работать. Я остаюсь только из-за кризиса — безработных сейчас больше, чем вакансий, — рассказал «Моментам» сотрудник федеральной транспортной компании Аркадий Демин.

IT-рекрутеры, например, высказывают мнение, что главным критерием отбора должно быть не только сравнение эффективности разных сотрудников, но и их желание. Аргумент — нужно играть на иллюзии добровольности и осознанности. Таким образом, работники будут понимать, что тот или иной стиль работы — осознанный выбор каждого. К тому же те, кто заинтересован в сохранении своего рабочего места, понимают — откуда они принесут больше пользы — с дивана или из офиса.
— Процесс перехода на удаленку в начале карантина был болезненным и для начальников, и для сотрудников. Компаниям приходилось заново налаживать все рабочие процессы. Отмена режима самоизоляции запустила обратный процесс, но нюансы в виде соблюдения дистанции и страха заразиться мешают вернуть всех сотрудников на прежние места. Для минимизации конфликтных ситуаций я бы рекомендовала составить четкие и неоспоримые критерии для выхода в офис, но в то же время необходимо учитывать пожелания самих сотрудников, — резюмировала HR-специалист Дарья Ильина.
