Пандемия для многих стала сложным временем: несколько месяцев без работы, снижение доходов и экономия в коронакризис. Но так было не у всех. Мы нашли людей, кому пандемия помогла стать если не миллионерами, то начать работать на себя и зарабатывать значительно больше, чем в компании. Но не все истории оказались с хэппи эндом.
Репетиторы радовались переходу школьников на дистант. В пандемию все равно нужно было готовиться в ЕГЭ, а новый формат учебы не пошел будущим студентам на пользу. К числу постоянных клиентов добавились и родители младших школьников, которые работали из дома и одновременно должны были следить за выполнением всех заданий своих чад. В итоге те, кто воспринимал репетиторство только как подработку, стали зарабатывать больше, что позволило им оставить постоянное место работы.
— До пандемии я работала в IT-компании и ради интереса занималась с двумя парнями выпускниками. Но в карантин стало понятно, что это новая жила, на которой можно было сделать деньги. Учителя в школе не справлялись на дистанте, и тут я спешу на помощь. По сарафанному радио и с помощью рекламы в Instagram* набрала себе целый класс. Кто-то приходил по двое, трое. Кто-то индивидуально. Чтобы все показывать на практике, она выполняли мою работу, а я контролировала, исправляла и отправляла начальству, как будто сама сделала. Так у меня получалось 80 тысяч в компании и плюс-минус 150 на репетиторстве. Сейчас я нашла еще одну работу с проектной оплатой. Там сложно, поэтому делаю все сама, а на первой работе все за меня делают ученики. Выходит в сумме больше 400 тысяч. Получается мой заработок увеличился почти в пять раз, — рассказала «Моментам» IT-тестировщик Татьяна Филиппова.

Другие айтишники признаются, что залог высокого заработка в пандемию — это их сфера деятельности. Считайте, просто повезло попасть в пик цифровизации всего и вся. Но даже у них не все проходило так гладко. Некоторые отмечают, что да — скачек заказов и соответственно зарплат был в самом начале локдауна. Хорошая жизнь продлилась до лета, а потом пришлось сидеть практически без работы.
— Я занимаюсь дизайном приложений, в пандемию стали очень популярными дейтинги. С марта по июнь я сделала больше 10 приложений для знакомств для России и Европы. Платили очень хорошо, я даже переехала в отдельную и очень дорогую квартиру. Думала — наконец-то начну нормально зарабатывать. Для примера раньше я получала в среднем 60-70 тысяч рублей, а в мае, по-моему, пришло сразу 500. Но потом примерно в августе — все. Заказов не было, меня спасло только то, что один заказчик оплатил заказ вперед, но потом не стал использовать мой дизайн. В сентябре уже пришлось искать нормальную работу, а пока я устраивалась в компанию, друзья собирали мне на жизнь краудфандингом, — призналась «Моментам» UX/UI-дизайнер Анна Зубова.

Еще одно направление, где водились деньги в пандемию, как ни странно — реклама. Блогерам в это время понадобились помощники, которые зарабатывали проценты с рекламы.
— Я работаю в коммуникационном агенстве, но всегда был оформлен как самозанятый. В пандемию рынок рекламы в интернете стал расти, и я решил заняться параллельно раскруткой мероприятий в зуме и стримами на YouTube. Клиентов было найти очень легко, с некоторыми я уже работал над другими проектами. В мои обязанности входило организовать сам стрим, найти аппаратуру и привлечь рекламодателей. За это я получал процент от рекламы и фиксированную сумму в 50 тысяч с каждого блогера. Работа непыльная, можно вести сразу несколько человек. Пандемия подарила мне квартиру, с одной зарплаты я внес первый взнос на ипотеку, — резюмировал менеджер блогеров Тимур Ванчугов.
При этом фрилансеры отмечают, что это естественный процесс. В начале пандемии многим компания приходилось быстро разворачивать свой бизнес в онлайн-сегмент. Поэтому на аутсорсинг пришлось брать целые команды. Но такую работу можно назвать проектной — когда все задачи выполнены, логично, что работодатель легко прощается с временными сотрудниками. В целом по статистике сервиса «Юкасса» доходы самозанятых в пандемию увеличились в 11 раз. Больше всего разработали те, что работает в сфере ритейла одежды и образовательной сфере.
