Современное искусство лишилось дома. Прокуратура выселяет фонд «Культурный транзит»

Современное искусство лишилось дома. Прокуратура выселяет фонд «Культурный транзит»

Фото: Анна Майорова

На улице Пушкина в неприметном подвале располагается фонд современного искусства «Культурный транзит». Вернее, располагался, сегодня фонд вынужден покинуть занимаемое помещение по решению прокуратуры. «Моменты» побывали в культурном фонде в день его переезда и поговорили с руководителем «Транзита» Евгенией Никитиной о деятельности фонда, решении прокуратуры и новом пристанище уральской культурной среды.

Фото: Анна Майорова


Евгения проводит нас в пустую белую комнату с проектором. Там куратор «Дома Метенкова» Сергей Потеряев пытается вытащить провода из потолка выставочного зала.Подвал на Пушкина − это первое выставочное пространство «Культурного транзита», где фонд ютился 2.5 года. Когда мы спускаемся к двери, за которой «обитает» современное искусство, нас встречает надпись «Культурный транзит» здесь больше не живет». Дверь охраняют деревянные собаки Сергея Лаушкина. Небольшой коридор приводит нас туда, где еще совсем недавно хранились экспонаты старых и будущих выставок. В маленькой комнатке, которая напоминает мастерскую художника, небольшой шкаф с книгами о фотографии и искусстве, на стенах висят холсты. Стоит небольшой диванчик: «Тут мы раньше отдыхали», − рассказывает  основательница фонда Евгения Никитина.

Фото: Анна Майорова

−Я бы напакостил: снял все плитки с потолка и сложил в кучку. Жалко, что я приличный человек, − улыбается Сергей.

Евгения в последний раз оглядывает стены, на которых еще недавно висели работы современных художников и фотографов.

−В этом помещении мы делали выставки. Здесь выставлялись и местные художники, и зарубежные. Мы сотрудничали с мастерами, которые вошли в программу Уральской индустриальной биеннале от нашего региона. На открытии очередной выставки мы отмечали, сколько людей к нам пришло. Сейчас мы собираем все наследие, которое было в фонде, и перевозим его на склад, что-то сверхценное разойдётся по домам.

 

  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова

Проблемы у фонда начались этой весной, когда основательнице «Транзита» Евгении Никитиной позвонили властные структуры и сказали явиться в прокуратуру. «Культурный транзит» занимал помещение подвала по договоренности с руководством колледжа, которому помещение было не нужно. Документов об аренде у основательницы фонда не было.

−В административном кодексе есть статья о незаконном занятии помещений государственной собственности. А мы как раз занимали подвал колледжа, куда нас пустило руководство, по факту, незаконно. Прокуратура, если она существует, должна работать, тут к ней не прикопаешься. Я живу в этом государстве и уважаю его законы, хотя на мой взгляд этот закон дурацкий. Никакого наезда со стороны властей тут нет, это скорее моя юридическая безграмотность. Конечно, нас могли бы не штрафовать, но к прокуратуре претензий нет, они просто делали свою работу. Из этого помещения мы выжали все, что могли, пора переходить на другие форматы, − рассказала «Моментам» Евгения Никитина.

В «Культурный транзит» изредка заглядывали простые прохожие, но в основном это было место общения представителей культурной среды. По профессионально-сарафанному радио распространялась информация о новых выставках, простых людей, не «своих», в «Транзит» приходило мало.

Художница Людмила Калиниченко познакомилась с фондом в 2015 году. Ее выставка «Градиент линейных изменений» была последней, а сейчас она бережно заматывает в черный пакет одну из своих работ.

−Фонд очень нужен городу, без него у нас не будет культуры. Здесь ситуация мягко говоря неоднозначная. Во дворе этого здания художники из Нижнего Тагила рисовали стрит-арт. Так совпало, что когда закрывали «Транзит» закрасили одну из работ. Это было очень символично: отсюда выгнали, там закрасили противной серой краской. Видимо власть считает, что это скрасит здание лучше, чем современное искусство. Я думаю, что переезд − это к лучшему, Евгения уже нашла помещение, про которое никому не рассказывает — боится сглазить — но я уверена, что возможностей для художников там будет больше.

Евгения бережно снимает со стены работы с выставки «Ищем Ван Гога», в которой участвуют люди с расстройством аутистического спектра, и рассказывает, каким богатством обладает фонд.

Фото: Анна Майорова

−Тут у нас Кирилл Бородин, Сергей Потеряев, Макс Зюдус, Сергей Рожин, Ольга Ежова и еще очень много авторов, которые выставлялись у нас и подарили свои работы. Иногда мы устраиваем аукционы современного искусства, но это редкость.

«Культурный транзит», конечно, получал деньги на финансирование проектов, но основной вклад — это семейный бюджет Евгении Никитиной.

−Я сам собирался здесь делать отчетную выставку по поездке в Дрезден. Видимо, придется подстраиваться под новое помещение. Все художники привыкли, что они немного ущербные. Тебя с легкостью могут выгнать из мастерской или галереи. В «Транзите» было хорошо тем, что здесь художник чувствовал себя абсолютно свободным. Да, у него забрали место, но переезд всегда шел на пользу фонду, − рассказывает Сергей Потеряев, рассматривая работы коллег.

Пока фонд собирает вещи, в соседней комнате в последний раз репетирует группа «Nimb».

−Переезд − это не апокалипсис, мы все с оптимизмом смотрим в будущее. Конечно, жалко это помещение, но я думаю, что мы справимся и будем делать еще более крутые проекты, − подытожила Евгения.

Даже в такой ситуации ни руководитель фонда, ни художники не теряют боевого духа. Подвальное помещение создавало атмосферу андеграундной культуры и чем-то напоминало подпольное искусство СССР. Евгения Никитина даже не думает бросать задуманные проекты. Прокуратура может выселить «Культурный транзит» из подвала, но не может выселить искусство из жизни художников и простых горожан.

Фото: Анна Майорова

Самое важное

Читайте также в разделе Город


вверх